Ведущий
Здравствуйте,
дорогие друзья!
Мы
начинаем, очередной, второй сезон, цикл лекций, направленных на развитие
гражданского общества в Красноярском крае. Как мы видим, по нашему кворуму, в
принципе, не все у нас хорошо еще с гражданским обществом, но я думаю это
только начало. Мы видимо отойдем от зимней спячки и у нас будет все больше и
больше собираться по этому поводу.
Итак,
в том году цикл лекций читали – депутат законодательного собрания зам министры
Ольга Анатольевна Карлова, Василий Юрьевич Кузубов, всех сейчас не упомню, но,
в принципе, есть сайт там уже появляется вся информация, туда можно сходить,
ознакомиться. Скоро там появятся и лекции в электронном варианте, который
выпустили в том году.
Нынче,
в 2011 году мы начинаем с первый лекции, и читает ее Юрий Николаевич Швыткин –
депутат законодательного собрания Красноярского края «Армия и современные этапы
развития».
Что
хотелось сказать в начале лекции? Нам очень интересно после того, как лектор
расскажет своё видение этого вопроса ваше экспертное отношение к этому вопросу.
Вот, в принципе, коротко, что я хотел сказать.
Лектор
Мне кажется, надо построить разговор в виде диалога, хорошо?
Давайте обменяемся мнениями, потому что ситуация
на данном этапе развития вооруженных сил достаточно неоднозначная и
вызывает разные экспертные оценки со стороны ведущих военных специалистов, а
также гражданских и общественных организаций.
Вы видели военный парад, который проходил у нас на Красной
площади 9 мая – даже он вызывает некоторые критические замечания, особенно у тех
людей, которые служили в вооруженных силах и имеют более глубокое представление
об армии. Если кто заметил, есть группы специального назначения – бригада
специального назначения главного разведуправления, они не входят в состав
существующих войск, отдельно входят в оперативное подчинение командующих
округов и если вы видели, те бригады шли к западному копру (новшество). Второе, на что вы могли обратить внимание –
форма одежды вызывает критические замечания. В мой адрес поступает достаточно
много заявлений как со стороны командования воинских частей, так и от родителей
ребят, которые проходят службу. Если первые носят неофициальный характер, то по
официальным заявлениям родителей было написано 3 депутатских запроса в адрес
военного прокурора России о том, что форма
непригодна для условий осенне-весеннего, и особенно зимнего периода времени
– люди простывают. Вы понимаете, про какую форму я говорю – без бушлатов,
которые сейчас как летний вариант. На
красной площади на это можно было обратить внимание.
Следующий момент, в чем новшество сейчас вооруженных сил,
которые на виду - год прохождения службы. Думаю, что ребята, которые служили, а
это достаточно зрелые люди, понимают, что год
прохождения службы крайне недостаточен.
Это очевидно. В некоторой степени это было популистское решение на
определенном этапе. Тот резонанс в части опасения, что сын идет в армию,
заставил Думу сподвигнуться к вопросу сокращения срока прохождения службы для
того, чтобы родители в конечном итоге не боялись отпускать. Два года было для
них чересчур много на том этапе, когда переход на год уже состоялся.
Естественно, пошли на год прохождения службы. Хотя мы понимаем, что за год
обучить может быть чему-то можно, но привить и закрепить эти навыки нереально.
Это должна быть очень хорошо поставлена работа в рамках военно-патриотического
воспитания роста ДОСААФ, в рамках тех сборов по линии мобилизационной
подготовки, которые должны проходить после прохождения службы до определенного
возраста, но, к сожалению, сейчас у нас нет такого. Возникают вопросы по ДОСААФ
по Красноярскому краю – например, по Манскому аэродрому - это носит системный характер.
И естественно, по мобилизационной подготовке тоже вызывает некоторые вопросы на
том уровне, котором бы хотелось, вопрос еще не поставлен. Я не скажу, что у нас
небоеспособные бойцы, но то, что вызывает опасение реформа, которая проходит в
части сокращения срока службы – это действительно так. Обстановка вынуждает на
то, чтобы срок службы был два года, минимум полтора, потому что демографическая
яма – она надвигается, и естественно, увеличение срока службы – оно будет
необходимым, и морально-психологически и даже в части общественного резонанса
будет очень сложно перейти на более длительный срок прохождения службы, но
когда-то мы к этому придем. И это не за горами, может быть через 2-3 года – это
произойдет. Я это не говорю в телевизор, в некоторой степени успокаиваю родителей,
но очевидно, что к этому придем. Просто по причине нехватки людского ресурса.
По отношению прохождения
службы по контракту - на мой взгляд, несколько составляющих нужно для того,
чтобы контрактно-профессиональная основа подтвердила реалии необходимости, и
самое главное, эффективности и качества прохождения службы. Это во-первых,
конечно, материальное обеспечение. Как
бы там ни было, первый посыл людей, идущих служить по контракту – это «сколько
я буду получать?». К сожалению. Потому
что, на мой взгляд, должна быть морально-идеологическая составляющая. Он должен
идти прежде всего защищать родину – это главный посыл. А материальный посыл должен
быть второстепенным. Да, по философии «первична
материя – вторично сознание», но в данном случае, мне кажется, можно было бы переформатировать.
Второе, это обеспечение жильем, и
третье – это работа для членов семьи
(жены или мужа, если жена едет по контракту).
Выйти на заработную плату как минимум 25-30 тысяч пока не позволяет
финансовая составляющая – бюджет РФ, также как и обеспечить всех жильем (для
этого контрактник должен подходить под
категорию офицера).
Сегодня ставится вопрос о
переходе на профессиональную основу к 2012 году всего сержантского состава
– для этого создано в составе вооруженных сил 9 учебных центров по подготовке
сержантского состава. Сейчас эта работа идет более-менее в учебном центре,
расположенном в городе Рязани на базе военно-десантного военного училища. Насколько
эффективно – это другой вопрос. Я с
офицерским составом достаточно часто созваниваюсь и не сказал бы, что они в
восторге от того, что там сейчас происходит. Второе, будут переводить на
профессиональную основу комплектования состава военно-морской флот,
воздушно-десантные войска и внутренние войска МВД России. Конечно, задача-максимум
стоит – это перевести весь личный состав, но с учетом ситуации на данный момент
это практически пока нереально. Мы сами
понимаем, что подготовка должна идти комплексно, т.е. и срочная служба, призывники,
и ребят, проходящих службу по контракту.
Сержантский состав, я полностью согласен, необходимо переводить
на контрактно-профессиональную основу. Но
ведь что такое сержант – это, как говорится, младший помощник командира. На его
плечи возлагается осуществление постоянного контроля за выполнением распорядка
дня, проведением занятий по боевой подготовке и т.д. И если говорить о выполнении распорядка дня,
то все действия негативного характера происходят чаще всего в ночное время. В
ночное время сержант на контрактной основе не будет находиться в казарме, он
будет находиться, естественно, дома. Такое перекладывание ответственности на
заместителя командира взвода, который является солдатом по срочной службе,
младшим командиром срочной службы, может ефрейтором – не очень верно. Конечно, это
должно быть более качественно поставлено.
Впервые сумма бюджета
составляет 20 триллионов рублей.
Задача поставлена к 2020 году обеспечить современным вооружением и техникой на
70%. Задача, на мой взгляд, реально выполнимая, и все посылы, представленные
правительством, реально выполняются. Недавно президент России Дмитрий
Анатольевич Медведев серьезное совещание проводил по оборонному комплексу. И
Путин, по отдельности, правда, каждый, но суть не в этом. Сегодня в комитете по
законности и защите прав граждан мы рассматривали вопрос – обеспечение жильем
военнослужащих. Тоже, задача поставлена в 2012 году обеспечить жильем всех
военнослужащих, в том числе уволенных. Вопрос стоял по тем военнослужащим,
которые стали в очередь на жилье до 1 января 2005 года. Мы понимаем, что это
связано с проводимой реформой в части обеспечения жильем- ипотечное кредитование, субсидирование и т.д.
сокращение некое. Сейчас реально направляются деньги, в том числе мы из
краевого бюджета часть финансовых средств, для одиноко проживающих
военнослужащих. Будет обеспечено 80 семей военнослужащих, вставших до 1 января
2005 года, и приравненных к ним. Это что
такое? Это военнослужащие в прямом понимание этого слова, и сотрудники Минюста,
и госнаркоконтроль, МЧС и т.д.. Внутренние войска, как я понимаю, подходят под
эту категорию, но только те, кто встал на очередь до января 2005 года. Я
спросил сегодня, вопрос задал: «А после 1 января 2005 год, кто стал на эту
очередь, есть ли возможность получить?» - Да, говорят. – Министерству
социальной защиты и министерству строительства дана установка формировать
очереди, кто становится после 1 января 2005 года, т.е. на обеспечение жильем
военнослужащих в министерстве обороны деньги есть и все будут обеспечены – тоже
положительный факт.
Вопрос стоит о другом: много сокращается офицерского
состава, прапорщиков, да и вообще военнослужащих по контрактам, и они выходят
на улицу. Это серьезно подготовленная сила, и их, естественно, нужно обеспечить
работой. Сейчас создаются различные центры, насколько я знаю, у нас в
Новосибирске центр по переподготовке кадров – прохождение, переходы на
гражданские рельсы. Для того, чтобы ребята (а они достаточно молодого возраста)
встроились в новую жизнь и устроились работать на гражданке. Теперь мы
понимаем, что офицер, пусть политработник или другой специальности, - это
командир, и тот менталитет командный при работе условно говоря таксистом либо
токарем на предприятии – он не приемлем.
Здесь больше требуется работа с управленческой составляющей, но не всегда есть
возможность найти такую, вот в этом плане.
Вы знаете, что сейчас идет переход на бригады, бригадность управления. Насколько это
оправдано, я думаю, что это оправдано, даже в силу моего познания о
Министерстве обороны, а в администрации президента России, которое проводит и
реализует реформу, обладают большим анализом. Сподвигла к этому война в Южной
Осетии с Грузией, где не оправдало себя
дивизионное звено – в части управления, части мобильности и т.д. Мы знаем,
что сейчас на этапе поимки Бен-Ладена и последующего его уничтожения,
американские войска пошли на создание подразделения специального назначения - развед-диверсионных
групп, так называемых. У нас они носят завуалированный характер. Преимущества
таких групп от 10 до 100 человек: мобильность, внезапность, подготовка
соответствующая, потому что легче 20 или 100 подготовить человек, чем 1300. Поэтому они пошли по такому пути. Думаю, к
этому и у нас будет потихоньку подходить, потому что реалии современной
обстановки – прежде всего в мобильности и выполнении задач в любой точке
земного шара. В том числе возлагаясь на
наши подразделения – это уничтожение Бетарфиева, если кто не знает – это были
ребята из Солнечногорска, соответствующий офицерский состав подготовлен, другое
дело рассекреченны были в ходе спецоперацией, но они выполняли постановленные
задачи. Понимаете, про что говорю? Когда в кадре все произошло. Им присвоено
звание «Герои России». Сейчас они находятся в расположение частей своих.
Давайте дальше поговорим лучше в рамках диалога, потому что
здесь люди сознательно подготовленные. Если контекста достаточно. Есть ли
какие-нибудь вопросы?
Если есть вопросы, то в микрофон, представляетесь,
пожалуйста.
Очень много
уклонистов (это я вас подогреваю немного к разговору). Я в состав призывной
комиссии Красноярского края вхожу. Кстати
говоря, в состав призывной комиссии Красноярского края могут сейчас войти
представители общественных организаций, это даже приветствуется. Путем написания заявления или обращения в
адрес руководителя призывной комиссии зам губернатора края Чернакова Игоря
Витальевича. Нужно входить в этот вопрос. Мы сейчас пошли по пути принуждения к
прохождению службы представителей силовых структур. У нас, к сожалению,
достаточно много выявилось сотрудников прокуратуры, милиции, которые уже в
погонах, но при этом не служили в армии. Это недопустимо. Их сейчас всех
призывают. Было сначала сопротивление некое с их стороны, т.е. люди, которые
должны были следить за выполнением закона, сами его практически нарушали. Это
вызвало некое отторжение с их стороны. Но, а так вызывает сомнение состояние
здоровья, как правило, психическое расстройство призывников, но и нежелание
уклонистов. Призыв увеличен: если раньше
было 4995 человек, то сейчас генеральный штаб стал увеличивать план до 6,5
тысяч человек. Речь про Красноярский край именно.
Новшество, которое мы разработали в Красноярском крае (с
учетом позиций военного комиссариата Красноярского края, законодательного
собрания края) – формирование бригады в Алтайском крае, которая будет создана
из военнослужащих, призванных с территории Красноярского края. Это новшество. И
считаю, оно должно оказать благоприятное, положительное влияние на ту
атмосферу, которая должна царить в воинском мире. Я уже не говорю про то, что
здесь реальная возможность для исполнительных, законодательных органов и
общественных организаций – не на словах, а на деле – взять шефство именно над
этой воинской частью. И в конечном итоге сделать ее образцово-показательной –
не для кого-то, а внутренне, чтобы ребята гордились тем, что они служат в
данной бригаде. Бригада мотострелковая. Буквально сейчас будет отправка, и
будем тоже контролировать вопросы прохождения службы наших призывников. Будем
обеспечивать прямые телемосты. Будем обеспечивать возможные приезды
родителей и т.д. Я всегда такую позицию
занимаю, что армия – это не пионер-лагерь, но и не тюрьма, поэтому нужно вот
эту грань выбрать между. Чтобы это было нормальная, действительно отягощенная
трудностями военная служба, но в тоже время чтобы было солдату комфортно, чтоб
он гордился, чтобы нес службу.
Сейчас новшество какое – в некоторой степени я к этому скептически
отношусь – солдату положен сон час. Тут
уже о трудностях военной службы трудно говорить. Гражданская форма одежды
разрешена. Я бы здесь подходил дифференцированно, в некоторых частях может она
и нужна в дислоцированном гарнизоне, в той же Борзе или Даурии. Те гарнизоны,
где действительно еще есть некоторая напряженность по отношению к военнослужащим,
где солдаты, даже в Москве, боятся
одевать форму – это, к сожалению, так. Реалии сегодняшнего дня, я не лукавлю.
Ну и солдатам в гражданской форме можно тоже ходить. А если говорить про
Красноярск, но это далеко, сомневаюсь, что если солдата увидят, то начинают его
избивать.
Солдату разрешается пользоваться сотовым телефоном. Это я
думаю нормально, потому что современные этапы сегодняшнего развития нашего
гражданского общества в жизни нашей страны, жизни каждого нашего гражданина
предполагает за собой возможную связь, другое дело, что не должно быть ситуации,
когда находясь на огневом рубеже, он берет сотовый телефон и разговаривает с
мамой про пирожки. Нет, ни в коем случае – разрешается сотовая связь в
определенные часы, дни, выходные.
- Юрий Николаевич, моя
фамилия Капустинский Геннадий Петрович,
заместитель председателя краевого совета ветеранов. У меня будет 2 момента,
ну и маленькая ремарка по поводу событий на Кавказе, Южной Осетии и Абхазии.
Что вот дивизии не оправдали и т.д. Ну, судить по одному конфликту трудно, там,
скорее всего, вопрос не в структуре, а вопрос в подготовке. В том числе. Да. Это
и разведка, и взаимодействие, и связь и т.д. Все это прочее. Поэтому тут
однозначно говорить, что бригады себя оправдали – это еще рановато. Это не
только мое мнение, это мнение даже некоторых военных экспертов. И второй
вопрос, все реформы, которые проводились раньше в вооруженных силах, они
проходили, как правило, без ослабления обороноспособности государства, т.е.
государство было защищено, тем не менее. Это тоже по данным военных экспертов -
независимое военное ободрение, есть такое. И вот там отмечен такой момент. А в
настоящее время вот реформы идут, то сейчас, по их данным, только лишь Москва
защищена двумя полками современной системой С-400. Все. А остальная территория,
остальные наши границы ПВО и т.д. Они все на устаревшем, то, что осталось от
советских времен. Ведь большая часть границ, особенно на Дальнем Востоке и
Китае – дыры. Не кажется ли вам, что реформа ослабила оборонную способность
нашей армии? Вот у меня 2 таких вопроса.
- Спасибо. Я попрошу видеть во мне не министра обороны
России, тем более не верховного главнокомандующего. Чисто мое мнение – давайте
так, исходить из того, что сегодня на наш взгляд вызывает большие опасения –
это противоракетная оборона, под видом которой США, Польша, Чехия и другие
страны, хотят поставить соответствующие баллистические ракеты, значит,
соответствующая авиация. Вчера, буквально, 26 мая должен состояться визит Обамы
в Польшу. Будет вопрос решаться о переброске истребителей М-16 с базы,
находящейся в Италии на базу в Польшу. Конечно, это вызывает прямую угрозу для
нашей страны. В этой части нужно создавать, насколько доктрина эта наша
предполагает – это космическую оборону, противоракетную оборону со стороны
нашей страны. По реформированию если брать,
давайте откровенно говорить. Значит, почему реформа назрела и
необходима. Мы сейчас не нашли, мне кажется, своё место, ну я имею в виду мы –
это армия, не нашла свое место в строю государства в части какой, ясно, что
армия – это все. Все это понимаем, без армии невозможно укреплять. Все это
понятно. Но сама армия не может себя найти, потому что денег нужно столько, а у
нас их столько, и в тоже время у нас врагов не меньше стало, а гораздо больше стало.
И исходя из этой ситуации, нужно сейчас понять, сколько нам и как более
качественно в условиях сегодняшнего дня сделать вот это вот. И вот это сподвигло
к проведению новой реформы. Также как и милиция. Мы все понимаем, что под видом
повышения эффективности и качества, мы реально сокращаем милицию, денег нет у
государства. Что, от хорошей жизни сокращаем сотрудников органов и вооруженных
сил. Точно таким же образом. Отстоял Шаманов, командующий МВД, и слава Богу,
воздушно-десантные войска, которые зарекомендовали себя, исключительно,
положительно в событиях Южной Осетии. Это был козырь Южной Осетии, но могли и
воздушно-десантные войска работать, хотя мы понимаем – мобильный род войск,
переброска и т.д. Сегодня, что получается. У нас получается, что сокращаем
округа. У нас вместо шести стало 4 округа, так. Мне кажется, что исторически
было выработано с учетом имеющихся вероятных противников, я еще помню в училище,
мы изучали, противниками у нас были Германия, Китай и США. Вот три вероятных
противника, мы учили в школе. По
дислокациям подразделений, и там тоже свои есть вероятные противники, я в
Псковский дивизии служил, там управление Норвегии было. Насколько Норвегия,
Швеция против нас, против дивизии могут в наше направление свои войска
поставить. Вот таким образом.
Если говорить, переходя конкретно к ответу вашему –
оправдано ли проведение реформы, думаю, оправдано на сегодняшний день. Другое
дело, что, на сколько все эти блоки соблюдаются в реформе, это другой вопрос.
Но то, что нужно что-то делать, чтобы найти свое место армии в строю с учетом
складывающейся ситуации сегодняшнего дня, но это очевидно, потому что если бы
мы оставили то, как оно есть, это просто
балласт был. Балласт был бы, раздутые вооруженные силы держались бы, условно
говорю, из 100 дивизий, ну, грубо говорю, до 10 дивизий. Вся
обороноспособность. Есть ли в этом смысл. Нет смысла, но опять же мы должны
понимать, а куда эти 90 дивизий деть. Их же тоже, я говорю, нужно уволить, но
уволить достойно, чтобы люди трудоустроились и т.д. А если военное училище
родное Новосибирска уже, как говорится, спецназ грунта, спец факультет
разведки, войсковой разведки там были и т.д. прекратили набор в этом году в
связи с тем, что Министерство обороны прекратило. Но и до этого шло реальное
сокращение, если я учился в 86 –м году закончил, нас 24 роты было и на курсе 6
рот по 125 человек, то сейчас без факультета разведки и санфакультет я
заканчивал на базе. Их всего 40 человек. Есть разница? Конечно же есть. Поэтому
мое личное мнение такое, согласны вы – не согласны, это дело ваше. Спорно,
конечно, каждый имеет свою точку зрения.
Министр обороны, на мой взгляд, должен иметь соответствующее
военное образование. Он не должен быть наблюдателем и как говорится,
надстройкой какой-то. Он должен ориентироваться в ситуации. А если приносят, и
ВВС он расшифровывает не как военно-воздушные силы – и это не
анекдот, это точно было – а как
би-би-си, извините, но здесь тоже вопрос.
- Истомин Николай. Я продолжу, как за столом - алаверды. Вы правы,
говоря, что любой офицер свое сравнение с министром обороны воспринимает
исключительно как оскорбление, и это самое главное унижение всего генштаба,
всего генералитета, что поставленный человек – это вообще, мягко говоря, не
военный. Тоже самое, когда говорят, что нет денег. Вот вы говорите, что нет
денег и тут же говорят, что не знают куда девать, и тратят пол миллиарда на
парад, который по самым скромным оценкам – это половина от этой суммы была
украдена. Там не было ничего, даже по бензину посчитать, не говоря уже, что
наши все премьеры и президенты в количестве немереном, сидя принимали этот парад.
Тоже оскорбление ветеранам, я считаю. Это просто плевок, уже не прикрытый
ничем. Все реформы, которые делаются, как мне кажется, это мое личное мнение, я
его никому не навязываю. Все реформы это просто рефлексия, попытка показать
вид, но вот так вот мужчина не может супружеский долг исполнять, он онанирует.
Ну, тоже самое происходит. Нет никаких реформ, есть только видимость
реформирования, сокращения, переименования. Где удобно украсть деньги? А
переименуем милицию в полицию. Украдем несколько миллиардов. А потом обратно - еще
несколько миллиардов. Только на одних нашивках, на смене формы. У нас все
реформы сводятся буквально к этому. Правильно сказали, что сокращается, а
где-то уже прекращен набор в высшие учебные заведения воинские. А мы то не
забыли, мы помним, что если мы не кормим свою армию, мы будем кормить чужую. Нас
постепенно готовят к тому, что ребята, завтра уже придут другие ребята, с
другими формами, учите другой язык. Мой вопрос такой. И если это все звенья
одной цепи общее название, которому измена?
- Я бы это так, категорически, не заявлял. Не
думаю, что это так. Не то, что не думаю,
я уверен, что это не так. Сегодня находимся, давайте говорить открыто, страна
находится, практически в газовой зависимости. Значит, к сожалению, промышленное
производство которое должно развиваться, а оно развивается недостаточно, это
мягко сказано. Вот посмотрите по Красноярскому краю. Да, Нижнее Приангарье и
т.д. Вот из Единой России меня исключат перед выборами, будем, тогда мы знать.
Но вообще откровенно, просто некоторые вещи откровенно говорю. Сосновоборский завод
автоприцепов – сейчас сделали на его основе фанерный завод, сократили в
несколько раз там количество людей и т.д. Понятно, что нефте-газовая игла, она
до бесконечности продолжаться не будет, с учетом рынка по нефти и газа и т.д. Я
к чему говорю, возвращаясь к вашему вопросу, что финансовое пополнение бюджета,
оно непрерывно не происходит. Когда я с
Валерием Ивановичем Зубовым, при всем моем уважении, беседовал по бензину,
ценам. Он мне говорил, вот зачем чемпионат проводить и т.д. Ну это разовое все,
вы понимаете. Это копейки, по сравнению с теми финансовыми потребностями,
которые необходимы тут. Думаю, что нужно смотреть шире. Нужно смотреть, что,
еще раз возвращаюсь к тому вопросу, что реформа должна проводиться, но должна
проводиться гораздо более качественно. При
этом решаться проведение этой реформы должно не в кабинетах, нужно советоваться
с самими военнослужащими, самими командирами, самим офицерским составом. Если
кто смотрел, когда был конфликт министра обороны с начальником Рязанского
училища, я выступал, и еще выступление в интернете пришло из новостей
пресс-конференции. Оно транслировалось по многим передачам, и потом, но не
после моего выступления, конечно, но вообще в связи с таким обстоятельством
Министр обороны собрал совет ветеранов, командиров частей, даже офицерское
собрание было проведено и выезды на места дислокации воинских частей, по
вопросу – насколько понятна реформа и насколько она обоснована. И скажу, что во
многих вопросах он услышал критические замечания, которые в том числе сказали и
вы. Другое дело, может быть они в завуалированной форме, не так, как вы прямым
текстом, но мы позволяем друг другу говорить прямо, но если я, еще раз говорю,
был бы министром обороны, может по-другому
реакция была. Поэтому вот такая ситуация. Думаю, что это не
предательство. Может недооценка некоторой ситуации, и то, что человек
гражданский, естественно, вызывает некоторые вопросы. Я по себе знаю, если до конца откровенным быть,
я - депутат Законодательного собрания Красноярского края, я не летаю где-то в
облаках, хожу по земле Красноярского края и то, во многие вопросы я просто не
врубаюсь, и меня по некоторым вопросам информируют мои помощники. Они более
детально включены в ту или иную тематику, хотя у меня уровень депутата – по сравнению с президентом или премьером довольно
низкий. А у них вопросы гораздо более серьезные, более широкого масштаба, и,
конечно, когда им докладывает ситуацию министр обороны, в том виде, в котором он
представляет, могут и некоторые искажения быть. Пожалуйста.
- Емельяненко Олег Геннадьевич, палата патриотических организаций. У
меня собственно 3 вопроса коротких. Первый вопрос – у нас есть такой
заслуженный боевой офицер, прошедший, можно сказать, все последние войны,
который вел Советский Союз и современная России – Квачков Владимир Алексеевич.
Он сейчас находится в местах лишения свободы. Насколько это сейчас возможно, в
государстве сидит такой заслуженный человек. Вообще кто дал такую дикую
команду? Второе, ряд экспертов говорит о том, что строиться военный полигон
НАТО в Мурино, на Волге, н сколько это оправдано и зачем? Ну, и третий вопрос,
случись завтра такая ситуация, территории
Сибири и Дальнего Востока начнут между собой делить Китай, или Америка. Или
Япония нападает на Курилы. Насколько мы сможем адекватно ответить?
- Ну, это не совсем
ко мне вопрос, достаточно серьезные такие вопросы. Чисто свое мнение
высказываю. Прошу понять правильно. Квачков. Давайте мы так подходить, я слышал
его высказывания, но должно все рассматриваться в рамках правового плана.
Швыткин кавалер трех орденов, и совершил Швыткин преступление. Он должен также
отвечать перед законом. Другое дело, что
3 ордена мужества в некоторой степени должны являться смягчающим вину
обстоятельством в части того, что он служил и т.д. Так же и Квачков, он совершил
преступление, которое рассматривается на сегодняшний день прокуратурой как
уголовно-наказуемое деяние. Первоначально, это было покушение на Чубайса, потом,
насколько я понимаю, это экстремизм. Значит, и в рамках этого дело
рассматривается в суде, сейчас это мера пресечения - арест. Мужики, мы не
должны ставить под сомнение правовую систему нашей страны. Если мы пойдем по этому
пути, мы просто-напросто скатимся в анархию в конечном итоге. Поэтому все
должно оправдываться или решаться в рамках правового поля. Если считает Квачков,
есть соответствующие судебные инстанции, другого варианта я просто не вижу.
Есть соответствующие обращения лиц общественно значимых и т.д., которые в адрес
президента могут написать соответствующие письма. А пока он арестован, идет
следствие. Я не думаю, что он будет осужден. Если будет осужден, то будет
условный срок наказания с учетом его заслуг перед нашей страной, но некоторые
высказывания его вызываю опасения. Пусть они будут искренние и т.д., но они
действительно подходят под уровень экстремизма. Нужно пресекать эти действия,
но может быть не в рамках того, чтобы посадить человека, пресекать другим путем.
Это лично мое мнение, хотя я отношусь к этому человеку с большим уважением как
к человеку, который имеет заслуги перед Родиной, вот в этой части.
Второй вопрос по НАТО. Мы понимаем, что на сегодняшний день
есть некоторые рычаги влияния на нашу страну со стороны сил, в том числе со
стороны блока НАТО, в части Ливии, часть Египта, Сирии. А мы понимаем, что
режим Сирии, откровенно говоря, и Ливии – это «наш» режим, или правильно будет
сказано, лидеры этих стран – лояльны к нашей стране. При этом Российская
Федерация обладает правом вето в Совете безопасности. Если бы Российская Федерация
просто наложила бы вето на агрессию (по другому я никак не назову) по отношению
к Ливии, то это бы не состоялось, или
состоялось коварным путем и квалифицировалось уже как агрессия. Но наша страна не наложила вето, это значит,
что были определенные договоренности, проведены некие переговоры с лидерами
наших стран, чтобы не наложить данное вето. Я к чему говорю - к тому, что
сегодня подписано соглашение о транзите военных грузов для Афганистана через
нашу страну. Это нормально? Или не нормально? Может и ненормально чисто с
политической точки зрения. Но в тоже время с целью имиджа в лице блока стран
НАТО и некоторых лояльностей с их стороны считается обоснованным. Хотя, моя
точка зрения, это ненормально, даже чисто для имиджа нашей страны среди наших
граждан. Это вызывает у вас многих вопросы. Авиабаза в данном случае будет
служить, насколько я знаю, для возможной посадки для дозаправки самолетов, но,
тем не менее, это природа присутствия стран НАТО на территории нашей страны. Я
с вами согласен полностью.
Так, третий вопрос. Ну давайте опять буду искренне говорить.
Не понаслышке знаю, что Китай через некоторое время в состоянии догнать
экономику США. На сегодняшний день ставится некое сомнение в отношении доллар,
евро и юань. Китайская валюта сегодня конвертируется и, в общем-то, отодвигает
доллар и евро. Это говорит о том, что экономика Китая на сегодняшний день
достаточно высокоразвита, высокоэффективна. Население прирастает, независимо от
тех мер, которые принимаются правительством Китая. И, естественно, США и Китай
при каждых переговорах проводят вопрос о территории нашей страны, о территории
России, в данном случае Сибири.
Сейчас мы пошли по пути другому, что вызывает очень серьезный
резонанс - выдача островов. Вроде бы они
просто стоят, но само политическая составляющая, социальная, о том, чтобы
отдать эти острова будет воспринята населением крайне негативно. Причиной тому
те 4 острова, которые в общем-то были проданы Китаю. Сейчас мы пошли по другому
пути, острова отдают в аренду - на каких условиях и на какой период времени не
говорится. Но США и Китай – это сверхдержавы, хотим мы этого или нет, станет
вопрос о передаче. Я думаю, что здесь вопрос будет решаться миром, а не военным
путем. Мы военным путем силу не будем
обеспечивать в данной области, мне так кажется.
Мы должны понимать, что Китай и США сегодня - разнополюсные
государства. И тем, и другим нужны свои союзники в решении геополитических
вопросов. Да, значит американцев мы кидаем. Мы сегодня сейчас пошли по пути - мало
того политически составляющая политики Китая близка нам, но мы идем и по китайскому
пути развитию в части экономики. У нас 2
пути было развития – Австралия и Китай. Мы выбрали ситуацию с Китаем.
В чем сходство экономики? Да, по пути Китая пошли: в части
взаимоотношений создания различных экономических составляющих, в том числе
попытка создания промышленного производства за счет наращивания рабочей силы. Но
рабочей силы у Китая внутренний ресурс, а нам приходится привлекать внешний
ресурс. У нас нет внутренних ресурсов. У нас рабочей силы такой внутренней нет,
самое страшное. И я всегда спорю о том, мне говорят, что экономика Китая
выросла за счет тех то и тех то причин, но не называем мы главную причину. У
них очень серьезная конкурентоспособность за счет дешевой рабочей силы, которой
очень много.
- Юрий Николаевич, в мировой практике было,
есть и, наверное, должно быть, и в Советском Союзе в том числе, все военное
строительство основывалось на военной доктрине. Вот вы мне скажите, сейчас
существует военная доктрина России, законодательно утвержденная?
- Да, существует, и
она была обнародована.
- У меня сложилось
впечатление, что она принята была и забыта это военная доктрина.
- Она сравнительно недавно принята и обнародована и носит,
на мой взгляд, оборонный характер, но вместе с тем позволяет выполнять задачи
наших вооруженных сил за пределами нашей страны, если возникнет угроза
интересам нашего государства.
- Это одна из
тонкостей, которая была подчеркнута в этой доктрине, вот. А цели, задачи и
определение противника в ней не прописаны. В общем, все там размазано. Вот
исходя из этого, мне кажется, у нас и происходят некоторые неудачи с этой
реформой.
Вот первой мы коснулись.
Почему то мы снизу начали, т.е. проблемы связанные с солдатом, хотя солдат –
это слово, но тем не менее, служба солдата поставлена в угоду перманентных
интересов политических некоторых группировок в стране, т.е. выдав то, что армию
скомплектуем за счет контрактников и призывной контингент, практически, станет
ограниченным и ненужным, его можно перевести на год. Год показал, что
контрактники не обеспечены, а солдаты за один год не обеспечивают того уровня
боеготовности вооруженных сил, который необходим. Поэтому, и генеральный штаб,
и МВД, офицерский состав, министр обороны, а я знаю было сказано, что надо
слушать общественность армейскую, в первую очередь. Опыт тот, который накопили
вооруженные силы страны, говорит о том, что Россия со времен еще царской России
никогда не была контрактной армией, она не могла быть по сути своей, потому что
исторически так сложилось, ну и те ресурсы, о которых говорили, не позволяют.
Так зачем пошли на заведомую авантюру, которая принесла государству огромные
убытки и которая закончилась, практически, ничем. Ну не считая, что сейчас
контрактники сворачиваются, а военнослужащие
срочной службы не набираются. Вот и все на этом закончим. Это как первый вопрос.
А второй вопрос, меня
очень сильно волнует то, что комплектование вооруженных сил офицерским составом
сейчас попадает под огромные угрозы. Сократили, практически, все военные
училища. Что такое военное училище? Это подготовка молодого человека ко всем
тем тяготам и особенностям военной службы, которые существуют в армии. Как
можно подготовить студента в льготных, тепличных условиях университета или
института к управлению воинскими подразделениями и воспитанию личного состава,
солдата. Ну как, в голове не укладывается? Как можно свернуть, практически,
офицерский корпус, до какого-то
маразматического состояния, потому что офицер, приходящий из университета, за 5
лет он подготовку проходит, или там 4 года в общевойсковом училище, он проходил
все азы воинской службы, начиная от рядового – караул, походы, плавание и
все-все остальное. В университете, практически, только одни лекции и проходят,
ну и сборовые характеристики. Вот здесь если эта тенденция примет необратимый
процесс, то я думаю, о реформах вооруженных сил и говорить нечего, ни о
дисциплине, ни о дедовщине, ни о чем, потому что офицерский состав, кадры будут
подготовлены неправильно. Меня удивило следующее, вот на параде прошел
университет Серпуховского института, я его, кстати, заканчивал сам. Это же надо
же, он, практически, не изменился, ни в рамках, ни в состоянии, а название
только поменяли. Он, почему сохранился, он рядом с Москвой, там учатся и
подготовку проходят дети элитные. Элита, составляющая нашего общества. Она
осталась, а все остальные училища, то же Рязанское, оно прекратило,
практически, свое существование подготовки ВДВ, оно сейчас, как вы сказали,
используется для подготовки сержантского состава. Сократилось до минимума
практически. Так вот, мне кажется, что надо всю военную общественность и
бывшую, и настоящую в первую очередь поднять на разъяснение руководству
настоящих вооруженных сил, что подготовка офицерского состава, его воспитание –
это основа основ, и разрушая эту подготовку, также как и образование в стране
через Фурсенко, приведет к краху армии.
Но и последний, третий
вопрос. Я являюсь членом общественной палаты Красноярского края, ветераном
боевых действий. У нас много ставится вопросов обеспечения бывших
военнослужащих, которые участвовали в тех или иных военных конфликтах, как за
пределами нашей страны, так и внутри нашей страны, и эта категория
военнослужащих, к сожалению, выпала из актов законодательного характера, вот, и
те льготы и те права, которые имеют ветераны Великой Отечественной войны,
ветераны Чернобыльской аварии и ликвидации катастрофы. Эти категории
военнослужащих как бы выпали. В настоящий момент я знаю, что законодательным
собранием края внесены 2 закона – это закон об обеспечении бывших
военнослужащих жильем на основе предоставления льготных возможностей покупки,
не говоря там о выдаче, покупки жилья и второй вопрос – это о приобретении
собственных земельных участков для строительства индивидуального жилья
бесплатно. Во многих регионах страны это сделано. Во многих регионах. В
настоящее время мы чувствуем, общественная палата, бывшие военнослужащие,
участники, какое-то сопротивление со стороны структур, и как правительства
края, так и законодательного собрания края во внедрении этих двух законов. Вот
военнослужащий молодой человек начал служить, а зная о том, что потом не будет
социальной защиты государства, он так и будет служить. Если он будет знать, что
за его спиной стоит твердая, четкая, ясная, продуманная социальная политика, он
тогда и будет служить. Так вот я хотел бы знать, в настоящий момент, двигаются
ли у нас вопросы по этим законодательным инициативам из общественной палаты, но
и вопросы, которые я до этого поднял, в первую очередь – подготовку офицерского
состава. Спасибо.
- Спасибо за вопросы.
Я постараюсь коротко ответить. Мой голос составляет одну пятьдесят вторую
депутатского законодательного, и всецело я поддерживаю то, что вы сказали в
части законодательных актов по социальной защите ветеранов боевых действий.
Закон был принят в первом чтении, но объяснение, оно, как всегда, не дежурное, носит
объективный характер. Для понимания – для того, чтобы нам повысить пенсию,
помните нам дали не пенсию, а дали разовую тысячу рублей определенным
категориям пенсионеров – на это потребовалось до миллиарда рублей. Разово чтобы
дать. Поэтому, понимаете, финансово надо смотреть реально. Здесь достаточно
большие финансы, средства. Сегодня ветеранов боевых действий, как факт,
достаточно много. Я лично, моя поддержка всецело отдана полностью, но я одна
пятьдесят вторая часть депутатского корпуса. Но движение есть. Движение есть, и
это не только я один, коллеги многие меня поддерживают, но пока лежит данный
вопрос, на мой взгляд, в финансовом обеспечении. Я не думаю, что губернатор
Кузнецов против. Мы с ним обсуждали на палате,
что означает данный вопрос, и он поддерживает. Надо двигать. Надо
двигать еще раз, с помощью вас - общественных организаций, с помощью депутатов
в этой части поддерживающих. Давайте приложим максимум усилий. Думаю, что
последующий год надо продавить. В рамках корректировки бюджета, потому что
средства, еще раз говорю, большие, но это необходимо, это очевидно. Сейчас,
слава Богу, ветеранов боевых действий юридически будет уже меньше, потому что,
вы знаете, там есть определенные градации, границы, где можно, где нельзя
ветераном боевых действий стать на современном этапе.
По офицерскому составу я полностью с вами согласен, военные
училища сокращаются, на мой взгляд, не совсем обосновано. Я привел примеры по
родному Новосибирскому училищу, поэтому, ну что я могу, вы мне вопросы задали,
которые я мог вам точно также задать, но есть соответствующие органы, которые
должны обозначать эти позиции. Также общественные организации есть, так называемый Совет
при Министерстве обороны России, туда входят достаточно значимые люди, туда
входят и военачальники некоторые. Я, кстати, достаточно обращался в
общественные собрания с некоторыми заявлениями, но они остались без должного
внимания, на мой взгляд, но т.е. есть ответы, но нет качественных ответов. Достаточно
принципиальные эти вопросы.
Понимаете, я вижу , что у России союзников практически нет,
как государства, вы понимаете, нет я имею в виду страны. Если США, но пусть они
нагнули некоторые страны, но нагнули и они стали их союзниками, то у нас только
сегодня – БРИК, мы пытаемся – Бразилия, Россия, Индия, Китай. И у нас очень
серьезные некие разногласия существуют, мы не можем, мы просто обозначили, что некую
силу противную от США. Н каждая страна имеет свои личные интересы, и мы такие
личные интересы пытались собрать в один интерес против тех. И этот союз, будем
говорить, шаткий такой, т.е. вот это главное. У нас есть Белоруссия, да, но
вместе с тем опять некие противоречия с Лукашенко, я не до конца понимаю
ситуацию, но понимаю одно, что Белоруссия и Россия имеют одни корни – славяне.
И мы, естественно, на этой почве должны найти общие точки соприкосновения. На
сегодняшний день, как бы там ни было, Украина, Янукович, ну что греха таить,
суди мы не суди, но это, в принципе, лояльный к нашей стране президент. И мы
это сейчас постепенно, это очевидно видно продавливаем некоторые вопросы, в том
числе по Черноморскому флоту, в том числе по Западной Украине, в том числе по
возможному союзническому объединению с нашей страной, пусть оно носит некий
политический, не географический характер, но процессы эти идут. Мы сейчас
должны сделать так, что бы с нами считались, хотя бы считались не как с силой
экономически развитой, хотя бы как военно развитой. У нас сегодня очень
серьезный козырь – это ядерный потенциал нашей страны – это очень серьезный
козырь. Если бы не было ядерного потенциала, гораздо проще с нами было вести
разговор.
- Давайте, пожалуйста, вопросы.
- Молыгин Андрей
Владимирович. Центр развития военно-патриотического воспитания. У меня скорее
всего не вопрос, а предложение, видение, моя сторона видения развития армии.
Вот, то что сократили до года и концепция была такая, что вузовскую подготовку,
т.е. ВУЗы получать будут в учебных заведениях, что сейчас, по-моему, в заведениях
не делается. У меня 3 предложения таких: в 2014 году, как то прошел слух, что
будут вводить в школа и в остальных учебных заведениях опять нормы ГТО. Да,
начальную военную подготовку будут вводить и нормы ГТО. Ну, будет не будет, я
бы очень хотел, чтобы это было, потому
что я непосредственно и в образовании работаю, я связан с этим и вижу, что
делается и сколько молодых людей, пригодных к армии, т.е. которые проходят
комиссию и из них одна треть только проходит комиссию. Из 90 человек, только 30
человек проходит комиссию, а из этих 30 человек, только 20 идут на военные
сборы, которые сейчас будут у нас. Нет подготовки, начиная со школьных учебных
заведений, с дошкольных учебных заведений даже. Люди вырастают нездоровыми, я
понимаю экология и т.д., но если бы у нас какое-то финансирование на уровне
края или города проводилось в рамках оздоровления. Мероприятий много, денег
выделяется много. Мы видим, не буду, конечно, говорить голословно, но праздники
большие мы организовываем в гражданско-патриотические и Саянское кольцо.
Хороший праздник. Но если бы эти деньги, хотя бы часть направляли на
оздоровление, непосредственное. Распределение тех же льготных и очень льготных
для лиц, которые хотят заниматься и получать дальнейшее военное образование или
идти в армию, на бассейн, какие-то клубы или скидку давать клубам, которые
занимаются подготовкой. В том числе, вот сейчас проводится реформа ДОСААФ и вот
по ГТО, т.е. ввести какие-то нормы. Человек,
если стремится выполнять эту норму, стремится готовиться к армии, он в
результате уйдет потом на год получать курсовку, непосредственно, например, на
базе профлицеев и т.д. И если он к этому не стремится и по состоянию здоровья
он годен, то брать его на полтора года, он не готов в принципе и его надо в
армии уже готовить. Но если человек готов к армии, он на год идет. Не готов
идет на 1,5 – 2 года, т.е. это первое предложение. А почему бы и нет?
- Давайте тезисно.
- Тезисно сейчас буду.
И вот сейчас реформа ДОСААФ идет, но такого финансирования в ДОСААФ нет, везде
написано, что помогать, содействовать,
привлекать другие учреждения, но опять же это привлечение на коммерческой
основе. А если бы те же деньги, которые, чтобы несли на второй год службы выделить,
т.е. не кормить солдат, не одевать второй год, а выделить именно на получение
курсовки, а развитие ДОСААФ, чтобы оно не было коммерческой организацией, в
которую оно сейчас в последние годы превратилось, а чтобы оно было как раньше –
это и бесплатное обучение каким-то специальностям, бесплатные спортзалы для детей, которые
именно пытаются что-то достичь, т.е. чтобы допризывная подготовка была
бесплатная и в том числе и финансирование тех учебных заведений и тех центров
до призывной подготовки, которые непосредственно занимаются как молодежью
допризывного возраста, также и поддерживают физическую подготовку и готовят
инструкторов, которые потом будут работать с молодежью. Т.е. у меня такие
предложения, я бы хотел ваши комментарии услышать.
- Комментарии какие, ну давайте так, мы выделили 10
миллионов рублей в рамках гражданско-патриотической программы Красноярского
края ДОСААФ. В ДОСААФ, когда мы пообщались с некоторыми руководителями, они
просто не поняли, куда эти десять миллионов девать. 10 миллионов рублей нам
пришлось аннулировать, мы вернули их назад в бюджетный край – это ДОСААФ
Красноярского края. Да.
- Вот, пожалуйста.
- Это один момент. Нельзя так ставить вопрос, что у нас
ничего не проводится. Призывная подготовка у нас бесплатно проводится, я не
знаю откуда вы это взяли, что платно. Буквально, позавчера или 4 дня назад я
открывал тир в центральном районе города Красноярска. Это базовый тир для
города Красноярска специально для образовательных школ. Он в гимназии №16.
Пожалуйста, это бесплатно все. Миллион рублей из бюджета Красноярского края
выделено и подготовлено. Это я некоторые штрихи, которые я знаю. Спартакиада
проводилась для призывной подготовки. Я с вами согласен, что усиление этой
работы должно вестись, но мы должны смотреть немножко шире. У нас не только
должны быть роботы, солдаты, при все моем уважении и т.д., но и должны жить,
понимаете, жить, смеяться, петь песни, отдыхать, в конце концов, и Саянское
кольцо, которое призвано, в том числе, к этому, а если мы будем зашорены только
на одном каком-то вопросе, ну это тоже не страна будет, а черт знает что. Так
тоже нельзя однобоко подходить к этой проблеме, мне так кажется. Другое дело,
что в рамках всего разумного нужно просчитывать это, сколько нужно куда
направлять и где приоритеты, это другой вопрос. Но еще раз говорю, мы не должны
ходить строем по нашей стране, ну вы понимаете про что это. Но некоторые
комментарии я просто сказал. По физической подготовке в рамках образовательной
в законах Красноярского края в образовании сейчас идет усиление физической
культуры. Но это все зависит на местах, здесь тоже ребята думают головой. Но я
скажу, что это вызовет. Понятно, но мы сделали спортивные дворы в школах, но я
скажу пошел резонанс, очень серьезно негативный, а не много ли уроков
физкультуры, а не подменяем мы уроки истории, русского языка, литературы этим
самым. А?
- Пожалуйста вопросы. - Давайте у нас последний вопрос еще.
- Вопрос у меня такой.
Повторюсь – Истомин Николай, по- прежнему я задаю вам вопрос. Значит, очень,
очень часто , общаясь с чиновниками высокого ранга, очень высокого и даже
очень, очень высокого ранга с просьбой выделения средств на ту или иную, скажем
так мероприятие, акцию, проработанную программу, вплоть до закона там большого,
натыкаешься, и когда натыкаешься раз за разом понимаешь, что они не лгут,
говоря – но не можем мы дать деньги, не можем, потому что не написано в законе
строчка на развитие патриотического воспитания, нет слова патриотического,
значит и денег давать не можем. И они
правы, они не лукавят. Мы перелопатили все законы, взяли наших юристов
посадили, они посмотрели – закон, который наш в Красноярском крае 20-5445 от 20
декабря 2006 года «О государственной молодежной политики Красноярского края»,
опубликованный и вступивший в законное действие. Там нигде нет ни одного слова
о патриотическом и физическом воспитании молодежи. Там много чего, ну про
Саянское кольцо, я люблю Саянское кольцо, я езжу туда со всеми своими сыновьями
и даже с чужими иногда туда тоже. Так вот, там нет нигде. Мы с инициативой
выступили. Сейчас надо собрать 5000
подписей. С учетом майских праздников, это очень трудно. Мы, вот вы говорите,
Юрий Николаевич, вы один из 52, к вам
специально сегодня пришли, как к одному из 52, и один в поле воин, если
он Один. Знаете такую славянскую пословицу? Так вот, ни один депутат, к
которому мы обращались этот закон, проект закона, буквально, там некоторые
изменения строчечные 4 . Мы были вынуждены идти в Минюст, писать , собирать
специальную группу, собрания собирать. Один раз
у нас не было, оказывается, кворума, другой раз – нас неправильно
записали, в третий раз - не написали
Красноярский край. В общем, мы сделали инициативу, нам подписали листочки. Вот
в таком виде мы ходим их собираем. Надо 5000 подписей собрать.
- Для чего? Вы мне
скажите, вы как мыслите?
- Внесение изменений в закон номер 20-5445 от 08 декабря 2006 года «О
государственной молодежной политики Красноярского края» , чтобы можно было
выделять деньги на организацию, занимающуюся духовно-нравственным, патриотическим,
физическим воспитанием.
- Надо проще все решить. Выходите через комитет. Мы имеем
право, я в комитете профильном по науке, образованию и культуре, где как раз
прерогатива вашим словам.
- Вот, я сейчас вам
это отдам.
- Да, вы можете без 5000 подписей. Зачем мне эти 5000
подписей?
- Нет, вам не надо, вы
как депутат можете сами это вынести.
- Да, пожалуйста, давайте я приглашу вас на свидание
комитеты. Вы изъясните этот вопрос. Мы его на повестку дня поставим и обсудим
этот вопрос.
- Замечательно.
- Без вопросов.
- Как здорово, они встретились. Спасибо! Микрофон девушке,
еще вопрос.
- Спасибо! Курамшина
Елена Вячеславовна, палата «Здоровый образ жизни, физическая культура, спорт,
туризм». Очень приятно, что я приглашена на данное совещание и думаю, что сегодня,
наверное, здесь собрались люди не безразличные, а те, у которых есть,
действительно, живой интерес, животрепещущий о том, каким будет наше государство в будущем. Поэтому, те
вопросы, которые озвучил сегодня
коллега, по поводу патриотического воспитания, хотелось бы услышать и от
вас, и от вас Юрий Николаевич, т.е. 3 ключевые позиции, на которых поднять
престиж нашей Российской армии, я думаю – это патриотическое воспитание,
культура, вообще, в гражданском обществе, как таковых и, наверное, те родительские
обязанности с нас никто не снимал. Поэтому мы можем говорить об экономическом
кризисе, мы можем говорить каких-то там
внутренних, действительно недополученные денежных средств, но вот эта культура,
престиж, дух российской армии, он должен быть на активно гражданских людях,
поэтому, спасибо. И может быть не согласна, что мало денег выделяется, просто
работаем в тех отраслях и видим, какая
работа проделана по сравнению с десятилетием назад и что сейчас. Поэтому те же
президентские состязания, те же школьные лиги спортивные, те же соревнования в
детском спорте, онидают маленькую надежду на то, что наши дети будут здоровыми
с помощью нас. Спасибо!
- Спасибо!
- Юрий Николаевич, у
меня будет конкретное предложение, судя по тому разговору, какой у нас острый,
откровенный идет.
-Какой острый, нормальные идет.
- Прекрасно. Вот по
реформе вооруженных сил наших, это касается нашей страны, это касается каждого
из нас здесь сидящих и мне кажется, я вот хочу внести тут такое предложение,
может быт,ь стоит на краевом уровне провести какое-то мероприятие, типа круглого стола, или какого-нибудь форума, или
какую-нибудь другую форму такую вот для того, чтобы обсудить этот вопрос,
приглашением сюда части краевого совета депутатов, гражданскую ассамблею,
законодательного собрания, облигационного управления краем, краевой военкомат,
управление общественной связью. На таком уровне краевом провести, именно
посвященные вооруженным силам.
- Ведь, проводили неоднократно. Были военные комиссариаты,
общественные организации. Мы проводили такие мероприятия – круглые столы.
- не знаю.
- может не достаточно информированы.
- ну мы проводили
гражданский форум был в декабре.
- ну, не такого масштаба, ну примерно такого , как сейчас.
- надо большого
масштаба провести. Этот вопрос каждого касается, жизненный такой важный вопрос.
Я считаю, это надо такое провести. Я теперь по поводу патриотического
воспитания хочу, не буду вдаваться в подробности, что у нас, подвергать критике состояние патриотического
воспитания, что там большие начальники наши призывают ко всему, а сами учат
своих детей за границей и т.д. Но не буду я об этом сейчас говорить.
Но я хочу остановиться сейчас на таком моменте, что до сих пор у нас в крае нет
программы по патриотическому воспитанию граждан.
- Ну как нет?
- Ну, нет нигде.
- Как нигде? Так секунду, только что шел разговор - программа,
закон Красноярского края «О гражданско-патриотическом самоопределении молодежи Красноярского края».
Гуреев К.Ю.
- Геннадий Петрович, действительно, такая программа
существовала в Красноярском крае в 2008-2010 год. В этом году программа не
принималась, но многие мероприятия из программы прошлых лет есть в текущем финансировании министерства
спорта, туризма, молодежной политики. Но вы правы, что нужно подходить не
локально, а комплексно, программное, чтобы понимать конечные результаты и в
этом смысле, наверное, правильно, если от общественных объединений, от
общественных организаций, от общественных палат гражданских будут поступать
туда предложения. Такая программа готовится сейчас на 2012-2014 годы, концепция
уже будет подготовленная для передачи Министерства экономики, насколько я знаю.
Но, вот, концепция концепцией, но конкретные мероприятия должны всё-таки регулироваться снизу, в том числе от
общественных организаций, в том числе и от Совета ветеранов, на мой взгляд.
- Вы активно участвуйте. Вы тоже не сидите, думая о том, что
Швыткин там всех позовет и т.д. Да. Грантовая программа. Вы активно включайтесь
во все эти процессы, и вы имеете право, как любой гражданин написать письмо,
выйти с инициативой, быть приглашенным на комитет, в конце концов, у нас
принципиально есть председатели комитета, есть я в конце концов. Сказать, что
Юрий Николаевич, мы настаиваем на том, чтобы вы пригласили нас, ну кто будет
против. Пожалуйста, участвуйте. И у нас совет, еще раз говорю, мы всегда
подходили к этому вопросу, другое дело, что споры были – не всегда понимаем даже внутри, в депутатском корпусе, приоритеты,
потому что не все люди служили в армии. И, естественно, не видят цели и решения
- Да, я хотел бы
сказать. Палата национальности. Меня зовут Альберт, фамилия Анзон. Вот,
Медведев, когда выступал, Путин сказал дословно –«Медведев – националист в
хорошем смысле этого слова» и я не говорю за всю Москву, за всю Россию, я
говорю за Красноярск. К нам белые сюда
не едут, не едут, т.е. не братья с Украины, не братья с Белоруссии не едут, к
нам едут именно те, кто там у себя не пригодился. Как вот национальный вопрос, буквально, 5-6 пацанов приходят в нашу часть любую и
всех русских строят, т.е. как тут ваше мнение. Вот эта тема национальная, я
сколько слушал, ни разу не прозвучало нигде.
- Давайте откровенно скажу – обращались неоднократно с
такими обращениями. Разбирался. Действительно есть такое место, но не должно
быть здесь главного национального вопроса, здесь, просто, командир должен быть
командиром. И если командир Вася Иванов боится бойца Абдурохманова, к примеру,
то зачем такой командир. Вот в чем дело. А если этот офицер не боится, ставит в
стойло всех и заставляет его мыть полы, убирать туалет – это другое дело.
Я вижу, еще раз говорю, проблему в командном составе,
насколько они могут управлять войском.
- Всем добрый вечер. Успокойтесь, мои дорогие.
Что делает Юрий Николаевич, это знаю я, понимаете, не по тому, что я его хвалю,
а потому что я постоянно участвую на призыве, почти всегда провожаю молодых
солдат и где бы что ни касалось, везде Юрий Николаевич, вы это видите. Не
каждый. Ни одного так депутата так не видно, как Юрия Николаевича, поэтому
что-то много, где-то там недостатки, что надо сделать лучше, надо думать всем.
Я так вам хочу сказать. Вот, патриотическое воспитание молодежи, надо сразу
идти в школу и беседовать с детьми, что я делаю в 56 школе. У меняв ней учился
сын, который погиб в Афганистане, да. Ребятишки сидят, как мухи и слушают. А в
призывном, когда они оказываются, я прихожу туда, они подходят и говорят: «Ой,
вот сейчас глядим и, думаем, вы все правильно говорили». Это же для них очень
интересно. Они перешагнули на краевой призывной пункт, там другая обстановка,
оторвавшиеся от матери, а когда побеседуешь, оно хоть примерно представляют,
кому подчиняться, как ехать в вагоне, как приехали туда, кто их встречает –
сержант, идти вперед или, я так говорю, вперед продвигайтесь, сзади не
отставайте, постель научитесь заправлять вовремя дома, потому что это там
пригодится, полы мыть. А у нас все вот как-то получается, что на кого-то
ссылаемся, от родителей много зависит, которые должны отправить парня более-менее
подготовленного, и школа, прежде всего. А то, что Юрий Николаевич, дай Бог,
каждому депутату такую работу вести. Это уж я за эти 4 года поглядела, не обижайтесь, но
сказала всю правду.
- Так, а что обижаться? Самое главное, хороший диалог.
- Спасибо!
- В окончании хочу сказать, со мной тоже было, когда я
пришел из армии 8284, я тоже служил в пограничных войсках, 2019 части. Я пришел
из армии, это был мой личный порыв, я пришел в школу прямо в форме, в какой-то
класс и там час рассказывал, где я служил на границе. Многие ребята подходили и
говорили, где я там на границе. И мне кажется, что гражданское общество
начинает становиться, когда каждый начинает с себя, делать какие-то маленькие
вещи, знаете – обыкновенный подвиг и т.д. Просто какие-то маленькие вещи,
которые влияют на что-то дальше.
- Я на всякий случай представлюсь – руководитель агентства по реализации программы общественного развития
Красноярского края Гуреев Константин Юрьевич. Мы являемся координаторами
программы содействия развитию гражданского общества Красноярского края, в
рамках которого проходит данный лекторий. Действительно, та тема, которую
предложил сегодня Юрий Николаевич Швыткин – депутат законодательного собрания,
- армия и современные этапы ее развития,
она достаточно актуальна, и дискуссия это показала. Другое дело, что многие
вопросы являются прерогативой федерации, и те вопросы, которые решаются на
уровне региона, на муниципальном уровне, они носят иной характер. Хотя последняя часть дискуссии пришла к тому,
как раз начали обсуждать и военно-патриотическую программу Красноярского края,
и место РОСТО в этой программе и многие другие вопросы, которые непосредственно
завязаны на уровне региона. Но, тем не менее, я тоже хочу присоединиться к
словам благодарности всех здесь присутствующих к Юрию Николаевичу . И тема, которая сегодня предложенная –
достаточно смелый ход, и то место, которое Юрий Николаевич сегодня занимает в
общественном мнении как человек защитник всех граждан, оказавшихся в ситуации
конфликта, как борец с неуставными отношениями в армии, когда семьи,
оказавшиеся в такой неоднозначной ситуации, когда сын дезертирует с армии,
убегает, покидает воинскую часть, возвращается сюда или в Красноярский край и
села Красноярского края. Где искать решение? И, зачастую, Юрий Николаевич
оказывается единственным человеком, который выступает посредником в решении
этих проблем. Это дорогого стоит, потому что, когда не работают институты, в
том числе гражданские институты, когда находится один человек, который эту тему
начинает снимать. У людей начинает появляться хоть какая-то уверенность. И я
далек от мысли, что после сегодняшнего у каждого из нас появилась уверенность в
современных этапах развития Российской армии, но представление о том, что
происходит сегодня в армии, то что происходит сегодня в регионе по
отношению к воинской службе, думаю, что
у каждого из нас сегодня расширилось и в этом смысле – Юрий Николаевич, большое
спасибо.
Мы зафиксировали все
сегодняшние ваши вопросы и по большому счету, каждое ваше суждение – это некая
копилка в вашу экспертную позицию, если вы будете принимать активное участие в
аудитории, то мы будем рады видеть наиболее активных участников этого лектория
с качественной экспертной позицией
собственной, и видеть экспертом многих краевых программ, Поэтому, пожалуйста,
следите за информацией и на сайте, и через совет гражданской ассамблеи. Мы
будем информировать о будущих лекциях.