Стенограмма лекции Ренаты Братчун "Малая Родина, большое путешествие"

Лекция состоялась 30 сентября 2015 г. в 19.10 в выставочно-деловом центре MixMaх
Фото и видео лекции

Ведущая: Здравствуйте  уважаемые участники и те, кто только что подошли, напоминаем, что прямо сейчас у нас проходит лекторий по развитию гражданской культуры, и мы готовы открыть вторую лекцию – о развитии регионального туризма: «Малая Родина, большое путешествие». Представит эту лекцию профессиональный экскурсовод ,автор проекта «Исторические прогулки» Рената Братчун.
Рената Братчун: Добрый вечер! Лекцию я представлю не в виде доклада и не в виде лекции, я буду показать вам множество фотографий и буду их комментировать. Если у кого-то сразу возникнут вопросы, то организаторы, я думаю, нам позволят, чтобы дискуссия началась с самого начала. Фотографии выполнены не профессиональными фотографами, часть я покажу своих фотографий, а часть – это выложенные на фейсбук фотографии людей, которые были на моих экскурсиях. И я сразу хочу поблагодарить этих людей: это Андрей Григорьев, Анна Доброва, Марина Кирьянова. Они присутствуют у нас сегодня в зале. Много фотографий выкладывается Ксенией Махновой –  это  у нас ангел-хранитель наших экскурсий. Олег Ровда всегда с фотоаппаратом. Также очень интересные фотографии выкладывает Инесса Львова, Мария Райдер, Юлия Шубникова и Светлана Писецкая. Это те люди, которые помогают мне с информацией, выкладывают ее на фейсбуке и в контакте.
Начну я со своей предыстории. Началась она не в Красноярске, а в городе Санкт-Петербурге. Это город, в котором я когда-то училась три года, к которому я прикипела душой навсегда, и в который еду при любой возможности. Четыре-пять лет назад я была в очередной раз в Санкт-Петербурге для того чтобы посмотреть Питерский модерн и доходные дома. В то время я еще не была экскурсоводом, даже не мечтала об этой профессии. Я жила в гостинице на Петроградке – атмосферный район, масса зданий в стиле модерн и доходных. Заранее я готовила информацию по этой теме и ходила смотрела все, что может показать Питер. Возвращалась я через две недели в Красноярск, это был разгар лета семь утра, ехала я по центральной части города, раздумывая о грустном: когда же следующая поездка в Питер, как долго ждать следующего отпуска. И вдруг, сигналы: сталинки, да какие красивые! Модерн! Откуда он тут может быть? Неоклассика, эклектика да какая затеянная! Город чистый, солнечный, совершенно свободный от транспорта  и людей, весь помытый после дождя. И я начинаю смотреть на него совершенно другими глазами, это некий знакомый незнакомец. Пока я доехала до дома, у меня пропал весь сон. Приехав домой,  я зашла в интернет, начала искать какую- то информацию, но невтерпеж.  И я беру фотоаппарат и еду в центр города. К сожалению, те фотографии, сделанные в первое лето, сейчас я найти не могу. Эти снимки были сделаны для того, чтобы не потерять свое новое  видение. После этой истории начался поиск информации: отдел краеведения Краевой библиотеки, интернет сайт  Ирины Терешковой, в который она много вкладывает сил и своих знаний. В какой- то момент информация настолько меня переполняла, что мне нужно было ее куда-то выплеснуть. И первыми моими слушателями стали моя мама и подруги. Я водила их по городу и рассказывала им все, что я узнала. Они восхищались и через какое-то время сказали, что нужно об этом рассказывать и другим. И вот через моих друзей у меня начинают собираться небольшие группы. Каждый раз это новый маршрут, и постепенно складывается формат пешеходных прогулок. Этот формат именно для горожан, я думаю.  Он не будет интересен людям, приехавшим на несколько дней, так как таким туристам нужно показывать самые главные, знаковые  места города.
С горожанами мы стали ходить каждую среду полтора часа вечером и смотреть, не пропуская ни одного исторического здания, квартал за кварталом. Таким образом, за лето мы успеваем пройти всю историческую часть города. В этом году пешеходные прогулки были уже в расширенном формате. На фотографиях сейчас вы видите моих первых экскурсантов. Все люди одни и те же. В этом случае нельзя повториться – каждую экскурсию я должна рассказать новую информацию. Это очень меня подстегивало в том,  чтобы узнать как можно больше новой информации о городе. А затем все пошло, как снежный ком: мне захотелось посмотреть  на Овсянку  новыми глазами, Енисейск.  Я поехала в Минусинск,  который поразил меня, ведь, зная этот город с детства, а у меня там живут родственники, мне казалось, что для меня это не будет ни чем новым, но оказалось, что исторический центр Минусинска – это что-то невероятное. Мы побывали в Шушенском, там, где я, когда-то училась, зная каждую его улицу. Затем я начинаю возить маленькие группы по два, четыре человека. Садила их в собственный автомобиль – большой аудитории у меня в то время не было, и начинаю ездить по краю. Зимой я не знала, что делать: на улицах было холодно находиться долго. И тут я стала читать лекции «Красноярское купечество», читала их в разных местах, куда меня приглашали. В такие места, как Федор Михайлович и музей «Ряузова».
Очень горжусь  туром  в Новосибирск, всем знакомый город. Тур проходит в течение двух выходных дней. Мы останавливаемся в центре города, осматриваем архитектуру города, а также, заранее купив билеты, идем в театр. Возможно, я имела бы очень дорогостоящее хобби и была бы известна в самых узких кругах, если бы не начала искать своих единомышленников в социальных сетях. На фейсбуке я увидела страницу Марии Райдер, не зная ее, зная только то, что  она руководитель печатного двора и делает проект под названием «Я поведу тебя в музей». Она собирала компанию людей для похода в музей  среди рабочего дня, таким образом, они решали сразу несколько задач: групповая экскурсия намного дешевле, чем индивидуальная, это новый круг людей с похожими интересами. Увидев это проект, я заинтересовалась. Как раз это был «Литературный музей», и я пошла знакомиться с людьми этого проекта. Мы быстро подружились, и как раз оказалось, что группа искала экскурсовода, а тут как раз я. Мария с наших экскурсий увидев что-то красивое, интересное сразу же что-то выкладывала с соц. сети, на эту информацию моментально реагировали, и, таким образом, информация распространялась. И теперь наш уже совместный проект «Я поведу тебя в музей» начал разрастаться очень быстро. Куда мы только не ходили: 10 школа, музей «Святителя Луки», музей истории железной дороги, музей ЭВРЗ.  Лаковая миниатюра в музее «Ряузова» - это чудесная экскурсия и одновременно мастер-класс – на самом деле мы с  лупами смотрели, насколько тонкая художественная роспись по лаку. Так же мы посетили СИЗО №5 – это действующая тюрьма, на территории которой находится интереснейшая экспозиция в старинном здании. Называется эта экспозиция  «Тюремный замок». Побывали мы и  в Красноярском государственном художественном  институте на симпозиуме «Фарфоровые страницы», где смогли посмотреть различные изделия из фарфора, сделанные студентами, которые нигде больше нельзя увидеть, а так же нам выпала возможность поучаствовать в мастер - классе по росписи тарелок. Не могли мы не съездить в «Овсянку». Там мы побывали в разные времена года. Побывали в музее «Истории речного пароходства»,в археологическом музее в поселке «Подгорном». Об этом музее очень мало кто знает – это  уникальная экспозиция, собранная учителем  и детьми старшеклассниками. В этой экспозиции представлены снятые копии наскальных изображений, многие из которых теперь находятся под водами искусственных морей. Создатели выставки были одними из тех людей, кто сохранил для нас это. Интересен был и сам поселок –  когда-то закрытая, секретная зона, а сейчас туда спокойно можно приехать и посмотреть удивительные виды. На заснеженном озере  из камня сделаны фигуры крокодилов, черепах. Побывали и в музее «9 мая» -  дружной компанией ходили по площади победы.
Следующим направлением стали «Мастерские художников». Очень часто мы с Марией Райдер ходили на различные выставки художников и заметили, что на каждой выставке собирается один и тот же круг людей, меняется только художник. Чтобы приблизить людей, которые интересуются живописью, к реальным художникам. Одной из первых, кто согласился нас принять стала Анна Осипова. Мы смогли посмотреть ее мастерскую. В совершенно непринужденной обстановке она показала нам все свои «запасники», старые и новые работы, рассказала о своей технике. Она прочитала нам небольшую лекцию о стилях живописи. Кроме того люди, побывавшие на этой экскурсии, стали относиться к Анне не просто как к художнику, а как к знакомому человеку, с которым приятно побеседовать и к которому обязательно нужно прийти на следующую выставку. Следующую мастерскую мы посмотрели Елены Лихацкой, которая живет в Америке и приезжает не так часто, но всегда с интересными выставками. На таких экскурсиях всегда можно задать интересующие вопросы, такие, которые никогда нельзя спросить на выставке –  где и  чему человек учился? Как стали художником? Одной из незабываемых экскурсий стала мастерская  Елены Леньковой. На протяжении трех часов в дружелюбной атмосфере Елена рассказывала о своей мастерской, как она создавалась, о своих работах. Не могли не посетить мастерскую Ирины Верпеты. После  проведенной экскурсии в ее мастерской и рассказов и своих работах, одна из наших экскурсанток заказала ей собственный портрет, что показывает результативность наших экскурсий.
Еще одним направлением стало «Закулисье». Это направление началось с того, что как то я попросила Андрея Бардина провести нам экскурсию в органном зале, что в последующем стало проводиться регулярно для детей, женщин романтического склада, семейных пар. Я говорю Андрею, какие люди придут, и он подбирает репертуар, рассказывает об истории органной музыки, показывает чем отличается клависин от фортепиано, фортепиано от органа, и, конечно же, все это сопровождается музыкой. Для детей это мелодии из мультиков, для взрослых это совершенно другое. Камерный оркестр  под управлением Бенемова. Совершенно удивительные истории нам рассказывает Лариса Маркасьян, пианистка и супруга Бенемова, так просто, доступно и так интересно о классической музыке я еще не слышала никаких рассказов, она в этом деле удивительна. Посмотрели и на репетицию терешкинцев. И последнее мероприятие, которое было совсем недавно, на репетиции которого мы побывали, это фестиваль камерной музыки «Азия. Сибирь. Европа». Нас пустили в зал, и мы были на репетиции виртуозного скрипача и дирижера Томаса Томашевского. Он давал нам автографы. Это была целая череда закулисных экскурсий. ТЮЗ, любимый нами, потому что они нас настолько впечатлили экскурсией, что мы потом тем же составом ходили на один из их спектаклей. В оперном мы «свешивались в яму». Это такие симбиозные вещи, которые мы начали делать.  Допустим,  в музее Ряузова шла выставка, посвященная творчеству – городскому пейзажу Леонида Кузнецова. Мы начинали экскурсию прямо в музейном зале, а потом вели людей на улицу по тем местам, которые он писал и которые представлены в картинах на выставке. А потом случалось так: оппа и художник этот же самый стоит на улице, и мы случайно на него натыкаемся. И он пишет именно то здание, мимо которого мы собирались пройти. Ольгинский приют на Ломоносова и потом, конечно же, опять свободное общение с художником.
Значит, вернусь немножко к пешеходным экскурсиям, пешеходным прогулкам. Чем они мне интересны и чем они интересны, мне кажется, людям? Тем, что мы не пропускаем какие-то непрезентабельные здания, полуразрушенные, мы смотрим все. Это наш город, это наша радость и наша беда, мы должны видеть  его в разных совершенно ситуациях. Вот такой он тоже есть, и мы сами его до этого состояния довели. Мы были внутри Николаевской церкви, которая стоит на территории первой городской больницы. Сейчас она законсервирована. Были и девушки в кокошниках – это у нас экскурсия, связанная опять же с искусством – это танцы Сибири, государственные академические ансамбли им.Годенко  нас пригласили на свои экскурсии. Посетили мы отдел редких книг – совершенно уникальное явление в нашем городе с невероятными экспонатами. Сад Крутовского. Новый объект, совершенно умилительный, «Коза-дереза» называется. Всего 20км от города, наверное, уже многие там побывали. Ферма  Андрея Болсуновского, где можно кормить животных, гладить и наслаждаться общением с ними. Все животные адаптированные, социализированные, как Андрей говорит. Были и загородные наши экскурсии: Дивногорск, катание на яхте по Красноярскому морю,  Ачинск. В Ачинск долго  не могла набрать группу, у меня очень много было вопросов по Ачинску. Спрашивали, что вы там собираетесь показывать – нефтеперекачку что ли? Оказалось, что в Ачинске есть, что показывать. Там изумительно  красивый исторический центр, и очень  много зданий построены знаменитым красноярским архитектором Соколовским, что особенно радовало наших экскурсантов. Есть, конечно, дома, которые опять же не  в очень хорошем состоянии, но, тем не менее, город очень интересен с точки зрения истории. Такой купеческий старинный сибирский город. Любим мы наш Енисейск во всех проявлениях, то есть мы смотрим и музеи, мы ходим очень много по городу, мы ездим на Монастырское озеро. Потом мы посещаем Лесосибирск, где совершенно удивительный  храм и где есть замечательная галерея христианского  искусства. Сейчас я показываю вам фотографии из интернета, это не наши фотографии, это то, что выложено по поводу Святотроицкого храма Частоостровского. Это фотографии шестилетней давности. Посмотрите, как он выглядел в 2009 году. Совершенно уже разрушенное здание, которое состояло из двух больших обломков. Вот так они стояли отдельно друг от друга, центральная часть, а ее практически уже не было – ее выбрали, чтобы сделать дамбу при очередном разливе Енисея. И как выглядит этот храм в настоящее время. 4 года назад туда епархия отправила отца Андрея  (Андрея Кручинкина), и как он говорит, молитвами и усилиями с божьей помощью и с помощью реставрации этот храм был возрожден. Сейчас там идут службы. Памятник героям первой мировой войны – уникальнейший памятник, который построили сами сельчане во главе как раз с отцом Андреем. То, что мы наблюдали этим летом: как привезли колокола. Храм стоял без колоколов, был единственный колокол и то треснувший, старый, который случайно нашли прихожане и принесли в церковь. Вот все новые колокола тоже на спонсорские деньги были заказаны и привезены в Красноярск, а затем в Частоостровское. Вот мы уже пробуем новые колокола, колокольный звон в нашем исполнении. Это совершенно замечательное место недалеко от Частоостровского. Тоже уже, наверное, знакомые вам кадры – деревня Барабаново. Совершенно уникальная деревянная церковь середины 19 века. Это вид с колокольни на главную часть церкви. По поводу «малая Родина – большое путешествие». Отец Андрей всех наших экскурсантов поднимает на эту гору. С этой горы видно все окрестности Частоостровского, все частые острова, которыми они  так гордятся, панорама на Красноярск и Железногорск и куда-то там еще дальше. Красноярск – красота необыкновенная, стоит тех усилий, которые уходят на дорогу. Девиз этого лета был: «это наша земля!». Это такой был возглас, когда мы туда залезли наконец-то. И отец Андрей стоял и говорил: «это наша земля!». Мы потом хотели сделать футболки с таким надписями, но руки пока еще не дошли. Ну, тут полный восторг – это мы уже слезли с горы. Это у меня не получилась один раз экскурсия, потому что все время на этой горе какие-то цветы, они меняются в зависимости от сезона. В очередной раз я туда привожу людей, а там не цветы, а ягоды. И вся моя экскурсия кинулась собирать эти ягоды. Вот так это все выглядело, информацию получали потом уже в автобусе. Это фотографии с проекта, который называется «Время веры», попала я туда случайно-неслучайно, не знаю. Это проект грантовый, который выиграла комсомолка, и они проводят 10 бесплатных экскурсий по истории Красноярской епархии: это большие автобусы по 45 мест и все, что связано со старыми и новыми красноярскими храмами. И в те, что недалеко от Красноярска, в частности в Частоостровское, я их тоже уговорила съездить.
2008 уже год и опять начался Санкт-Петербург,  не зря он у нас появился, потому что моя мечта, и, я надеюсь, она реализуется – в феврале следующего года я повезу группу в Санкт-Петербург. Это будет семидневный авторский тур с нетрадиционным набором экскурсий. Какие-то такие совсем вкусные вещи хочу показать, плюс,  конечно же, театр, потому что будет разгар  театрального сезона. Так, если есть у вас вопросы уже?
Ведущая: Уважаемые участники, буду ли  у вас вопросы по первой части нашей темы? Нет вопросов, давайте следующую .
Рената Братчун: Вообще в рамках этой темы можно было еще какие-то острые вопросы осветить? Например, проблемы культороведческого, исторического, экотуризма. Ну, вы уже наверное поняли, что я очень люблю работать именно с горожанами, потому что когда работаешь с гостями, нужно все-таки создать впечатлении о нашем городе и вот эти чердаки-помойки, которые мы так любим посещать, им уже не покажешь. Что касается именно нашего местного туризма для горожан, то во-первых, это мало информации. То есть мы реально очень мало знаем о своем городе. Причем это путь, я сама его уже прохожу  пятый год и вижу, как люди его проходят. Я сейчас без сарказма говорю, мне многие люди говорят, что полмира уже объехали, а в Минусинске не были ни разу, в Енисейск едем первый  раз, а улицу Декабристов от Диктатуры пролетариата вообще не может отличить.  Или я назначаю свидание экскурсантам около памятника Чехова, и мне говорят: «А что, у нас есть такой памятник в городе?». Это, с одной стороны, понятно: мы живем в этом городе, и у нас как бы такой запас времени, что мы думаем, что его узнаем в следующий раз, сейчас очень много других дел, много других поездок, много других планов. И отсутствие информации – ее вроде бы много, но она как-то не на поверхности. Первый толчок для развития туризма я вижу –  это как можно больше говорить о том, как много интересного есть  в нашем крае. В нашем крае действительно огромное количество достопримечательностей. Природных и исторических, находящихся в районе. Моя последняя любовь – это Манский район. 80-100км от города надо отъехать, и там будет все: там будет великолепная тайга, озера, пещеры, причем очень разного уровня. Есть пещеры, в которые надо идти очень подготовленными и с проводником, а есть пещеры, в которых можно прогуляться и за два часа вернуться к автобусу. Там будет и история – это степной Баджейск, там будет уникальнейшая церковь 1913 года, по проекту того же самого Соколовского построенная. Но мы об этом мало что знаем. Мы знаем в лучшем случае  лог, где снимался фильм с Высоцким, и мы знаем сплавы по Мане. И получается такой замкнутый круг. Нет инфраструктуры в районах, нет просто самых необходимых вещей – где людей кормить и где их, простите, сводить в туалет. И мы не везем туда людей, и нет обратного: нет людей, готовых эту инфраструктуру развивать, вкладывать в это деньги. И вот как из этого круга выходить, мне пока непонятно. Если еще нам, горожанам, можно объяснить, что «так мы живем», то когда у меня встал вопрос о том, чтобы  свозить в те же места иностранцев, у меня просто головная боль началась. Действительно, как  им решить чисто бытовые вопросы.  Потому что им уже не объяснишь многое из нашей жизни. Плохая сохранность объектов. То есть многие объекты хотелось бы показывать и нужно бы показывать, но нет такой возможности.
Ворую папку включите, пожалуйста. Узнаете это место? Троицкое кладбище, совершенно уникальное место. Вот мне несколько раз заказывали экскурсии именно по кладбищу, потому что там похоронены те люди, которые наш город строили, которые наш город делали, это те же самые и архитекторы (Соколовский, Чернышев), это люди, которые вкладывали свои деньги в общественно значимые здания (Юдин, герои, начиная с декабристов, и гражданская война, и более поздние захоронения ветеранов). Все это в ужаснейшем состоянии. Запущенно до такой степени, что туда стыдно и неудобно приводить людей. То есть  вот на это кладбище смотришь и все про наш город сразу понимаешь, как мы к чему относимся.  Я очень приветствую это начинание на Facebook Юлии Шубниковой. Она писала после посещения Ольги Васильевны Ржаных, которая выпустила недавно новую книгу об этом кладбище. Она написала, что если бы дважды в год мы пришли на всего одну могилу брошенную, каждый бы из нас, то этого безобразия у нас в городе не было бы. Это было бы все ухожено и все сделано. На самом деле, это такое концентрированное место, где мы можем говорить обо всех этапах развития нашего города, о всех практически знаменитых людях.
Еще хотелось бы сказать об отсутствии бренда. То есть вот десятирублевая купюра свою роль когда-то выполнила, спасибо за это монетному двору или кому об этом надо говорить. Практически все теперь знают, что в Красноярске есть какая-то часовня, неважно как она называется, но хотя бы знают ее очертания. Все знают, что есть какой-то опять же мост, и все знают, что есть красноярская ГЭС. И, собственно говоря, больше ни о чем. Енисей еще слово звучит. И Столбы. Причем что такое Столбы, по большому счету, кроме скалолазов-специалистов и любителей тоже мало кто понимает. В последние годы строится очень много. Вот назовите мне хотя бы одно здание, которое мы назвали бы брендом города? БигБэн пытаются записать в символ города, вокзал, долгострой на площади Мира конечно же любим. Но таких вещей, от которых сразу бы вся Россия понимала о чем идет речь, таких вещей нет.  Самое интересное, что не было даже графического бренда. Буквально неделю назад, 21 числа, прошла информация в интернете, что какая-то выпускница Маргарита (не помню, к сожалению, фамилию), выпускница СФУ, сделала  наконец-то вот бренд Красноярска. Логотип, слоган, само графическое изображение нашего города, в каждой букве зашифрован символ, узнаваемый нашими горожанами (речной вокзал, органный зал, часовня). Обещают в декабре нам это показать на крупном мероприятии. При наличии огромнейшего количества талантливейших дизайнеров и художником мы даже не заказали им вот такой проект. Слава Богу, он состоялся наконец-то. То есть у нас есть много еще возможностей, очень много еще чего надо делать, но самое главное, наверное, что нужно сделать,  это просто (это уже моим коллегам) просто не опускать руки, не смотря на  то, что пришло два человека всего на экскурсию, продолжать работать, продолжать с любовью говорить о нашем городе, потому что все эти экскурсии – это экскурсии о любви. О любви к архитектуре,  к истории, к людям, потому что мы говорим не только об исторических персонажах. Часто в наших историях живые люди, которые делают нашу культуру – художники, музыканты, те же священники, носители культуры. Мы можем активно с ними сотрудничать в плане узнаваемости нашего города и в плане вообще расширения о нем исторических каких-либо сведений, потому что история – процесс живой и делается каждый день.
Слушатель 1: Что меня поразило – экскурсия в «Тюремный замок». У нас есть шикарнейший музей в центре города, закрытый, конечно. Открыт только для тех, кто с Ренатой, не шучу, попробуйте туда попасть, там потрясающие исторические факты, сделанные руками заключенных которые находились над нами, выше подвала, где мы находились. И, самое главное, после того как побудешь там два часа, другое мироощущение. Я бы посоветовал всем сходить туда на экскурсию Ренаты на два часа, очень полезно, потом себя чувствуешь очень свободно.
Рената Братчун: Спасибо!
Ведущая: У меня ощущение, что только я не была на экскурсиях Ренаты,  у нас есть рука в зале. Пожалуйста, ваш вопрос.
Слушатель 2: Я тоже еще не была на экскурсиях. Рената,  где можно брать информацию о намечающихся экскурсиях  и каким образом попасть на ваши экскурсии, нужно ли записываться?
Рената Братчун: в контакте есть моя страница Рената Братчун, через нее вы можете перейти на группу «Красноярск исторический», визитки свои я позже раздам всем желающим, и также на фейсбуке есть страница Рената Братчун и есть Мария Райдер, которая готовит нам замечательные афиши. Я про нее вам ранее говорила сегодня,  это  человек который не дает мне засидеться на месте, многие идеи мне подсказывает  Мария, куда интересно было бы сходить. Многие идеи подсказывают уже сами экскурсанты, которые говорят: «а не были еще там, или почему без нас туда сходили, давайте еще раз сходим». Все контакты можно будет найти на визитках.
Что касается открытий на экскурсии, для меня было открытием, когда я уже не в первый раз вела экскурсию «Кузнецовское подворье». Это про наших знаменитых Кузнецовых.  Петр Иванович Кузнецов, строивший как раз часовню « Параскевы Пятницы» на караульной горе, выучивший Сурикова. У них была интересная личная жизнь, у мужчин из этого рода. Они все время влюблялись в женщин ниже их по сословию – в мещанок. А тогда нельзя было жениться на мещанках. И они жили в таком гражданском браке, дети у них были незаконнорожденные. И вот  я рассказывала об этом в очередной раз, все мы вместе переживаем за учесть этих детей незаконнорожденных, и вдруг один из моих экскурсантов говорит: «Так можно было решить вот таким образом….» и совершенно гениальный ход предлагает, как можно было бы решить эту проблему буквально за пять минут. И они бы стали купчихами, их мужчины смогли бы на них жениться. Это был полный катарсис. Сначала все ринулись переубеждать молодого человека, затем решили что так можно. И вот почему Кузнецовы не додумались до этого?
Ведущая: Есть ли еще у нас вопросы в зале? Рената, будут ли какие-то заключительные слова в напутствие всем нашим участникам, которые пришли послушать вас сегодня?
Рената Братчун: Я очень благодарна вам, что сегодня вы в этой аудитории. У нас сегодня в городе проходит и открытие «Биеннале», и в ТЮЗе фестиваль, тем не менее вы здесь, значит эта информация для вас была важна и нужна. Очень буду рада вас всех видеть на наших мероприятиях. И напоследок хотела бы еще раз поблагодарить моих постоянных экскурсантов! Они меня вдохновляют на новые подвиги, все время подталкивают. Это не я такая работоспособная, это у меня такая пока что узкая аудитория, что каждый раз приходится новый экскурсионный продукт выдумывать, но зато получается вот такой большой разброс в темах. И хочу поблагодарить моих партнеров. Это «Печатный двор» и Мария Райдер, наша замечательная филармония, которая всегда идет нам на встречу, органный зал и всех наших музейщиков. И великое дело, конечно, делают наши библиотекари. Это удивительные труженики, в основном это женщины. Дай Бог им всем здоровья и успехов в  работе.
Ведущая: Ну что же, дорогие участники, я вам напомню, что сейчас эту тему для вас представила, Рената Братчун. Все видеоматериалы и фотографии вы  сможете посмотреть на сайте www.lektor.gokrk.ru. Вся информация, все лекции и все фоторепортажи будут непосредственно на этом сайте буквально через несколько дней. Большое спасибо всем сегодня за внимание, спасибо что пришли послушать наш лекторий, всего доброго!