Стенограмма лекции Е.И. Шишацкой «Вопросы образования – современное общество»

Лекция состоялась 12 декабря 2013 г. в г. Красноярске.
Подробная информация, фотоотчет, видео и аудиозапись лекции - по ссылке

Ведущий


Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас всех на краевом лектории по развитию гражданской культуры населения, который проводится в Красноярском крае, начиная с 2010 г. Тематика лекций, которые затрагивают наш лекторий, разнообразна - от представления конкретных проблем образования и социальной защиты населения, взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ, обсуждения возможностей развития предпринимательства до направлений развития гражданского общества в целом. Участники лекции – это представители общественных организаций Красноярска и Красноярского края, члены Палаты гражданской ассамблеи Красноярского края, эксперты социальных программ и проектов, активные граждане края. Формат лекции позволяет детально представить точку зрения представителей государственных структур, общественных организаций и выявить сходства и различия этих точек зрения. Также формат дает возможность обсудить проблемы не столько на обывательском уровне, сколько с экспертной позиции познакомиться. Поэтому у нас присутствуют помимо лекторов еще и эксперты. 60 минут лекции обычно не позволяет высказать все мнения, поэтому с 2011 г. мы расширяем формат, перенося его в Интернет. Видеозапись и стенограмма лекции будут оперативно выкладываться на сайт, и уже оперативно выкладываются, так что к обсуждению смогут присоединиться все желающие.

Проект краевой лектории по развитию гражданской культуры населения Красноярского края реализуется в соответствии с краткосрочной целевой программой «Содействие развитию гражданского общества в Красноярском крае» на 2009-2011 годы и долгосрочной целевой программой «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012-2014 годы. Организатор лектория – Агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края, подрядчик креативная студия «Сам себе звезда». Лекция проводится в рамках проекта краевой лектории по развитию гражданской культуры. Мы, в принципе, готовы начать, и хочу представить нашего первого лектора – Шишацкую Екатерину Игоревну, депутата Законодательного Собрания Красноярского края, доктора медицинских наук, заведующую кафедрой медицинской биологии Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ, лауреата премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных за 2009 год. Тема лекции «Вопросы образования в современном российском обществе». Екатерина Игоревна, Вам слово.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Большое спасибо! Добрый день! Я рада присутствовать сегодня в этой аудитории. Я расскажу вам то, что я знаю об образовании сегодня в нашей стране, и буду рада услышать ваши вопросы и ответить на них.

Таким образом, наше сегодняшнее российское образование, что это такое? Должна сразу признаться, что я, в общем-то, небольшой специалист в области образования. У меня другая специальность, я не педагог. Я ученый, я медик. Также тут уже говорили, что я немножко политик, но в политике меня в первую очередь всегда интересовало и интересует то, чем я занимаюсь – наука, медицина. Когда я стала работать глубоко и серьезно, я поняла, что без учеников, без тех, кто будет работать вместе со мной, я не сработаю. Мне обязательно нужна молодежь, обязательно нужны люди, реализующие идеи, которые внутри моей головы, которые я как ученый придумала сама. Так вот что им надо для этого, чтобы они смогли их реализовывать?

Водить кого-то за руку, показывать пальцем – это в детском садике. Вы знаете, как учат детей, что такое образование в детском садике. Там научат ребенка быть в коллективе и выполнять инструкции. Также ребенка в детском садике научат тому, что такое алфавит. Не алфавиту, а научат понять, что такое алфавит. Научат слышать звуки, научат сидеть за партой более или менее. Вот это образование внутри детского садика. Я сейчас перехожу на ступенчатое образование. Какое оно у нас в России? Сейчас немножко расскажу. Потом расскажу, какое оно в мире, то, что я знаю. Потом расскажу, то, что мне надо от этого образования и то, что я делаю. Потом вы у меня спросите, что вам надо, что мне для этого нужно сделать.

Так вот значит, ребенок приходит в детский сад. Его учат как-то. Потом он идет в школу. Его опять учат. Потом он идет в ВУЗ либо в техникум. Его опять учат. А потом этот ребенок самостоятельно начинает работать сам на себя и на свое общество. Вот это мое понимание модели образования.

У нас страна, вы знаете, меняла свою линию, т.е. когда-то у нас был царизм давным-давно, потом у нас был Советский Союз, сейчас у нас Российская Федерация. И это были совершенно разные экономические модели, разные структуры общества, соответственно разные структуры образования. Меняется роль человека в обществе, меняется нагрузка на человека со стороны общества, меняется функция человека в обществе. Соответственно, общество должно дать возможность человеку выучиться и быть в этом обществе интегрированным. И вот у меня на глазах произошла эта смена моделей от советского строя, от советской модели образования. Она была бесплатная для всех, доступная для всех, нужная или ненужная всем, это можно сейчас дискутировать, но тогда это было таким образом. Но потом у нас все изменилось, и появились рыночные взаимоотношения. У нас появился бизнес, мы стали считать деньги, государство стало считать деньги и все, наверное, сейчас поймут, о чем я говорю, потому что сейчас много молодых людей в нашем городе, в нашей стране, которые сами оплачивают свое образование на разном этапе. У нас сейчас даже есть, что в детском садике родители платят за ребенка, а есть, что платят совсем мало или совсем не платят, по-разному. Потом школа так же. Школа у нас бесплатная, но тоже я предвижу много вопросов из зала. А дальше ВУЗ. И вот тут уже совершенно все законно – есть бесплатное высшее образование, есть платное высшее образование.

Почему я сейчас говорю о деньгах? Почему я сейчас говорю об оплате? Если мы даем человеку образование, он должен смочь это образование взять. Он должен иметь возможность его оплатить либо ему предоставят это образование бесплатно. Так, в общем-то, получается, что в мире ничего бесплатного нет, и образования бесплатного в мире тоже нет. Кто-то за него обязательно платит. Но это либо платит государство, либо это платит сам человек, либо это какие-то промежуточные механизмы, фонды, системы поддержки, меценаты, которые тоже поддерживают образование. Зачем вообще это надо меценатам, например? В общем-то, чем больше образованных людей в обществе, тем это общество более цивилизовано, продвинуто, можно сказать. Все мы помним фразу «ученье – свет, неученье – тьма». То есть вообще каждое государство нацелено на какой-то прогресс. Прогресс может быть сверху какой-то там насильственный авторитарный режим, а прогресс может быть и снизу, когда каждый член общества прогрессивен и повышает свой интеллектуальный, культурный уровень. Таким образом, из таких маленьких, маленьких, маленьких составляющих и складывается суммарный прогресс общества. Вот я для себя решила именно так. Я никогда никого не заставляю ничего делать. Люди либо хотят что-то делать, либо они не хотят и делают что-то другое. Все мои студенты, все мои аспиранты, магистранты, все они живут с этой мыслью. Они хотят, мы им даем такую возможность, они не хотят, находят себе другое поле. Мои – это все те, которые хотят.

Я пришла из науки в ВУЗ, в наш Сибирский федеральный университет, он еще был Красноярский государственный университет тогда, заниматься очень сложной областью. Меня интересовала тканевая инженерия, восстановление тканей человека при помощи различных научных подходов. А студентов наш университет тогда не готовил таких, которые могли бы заниматься данной тематикой. У нас было ряд специальностей, например, гидробиологи, например, биофизики, например биотехнологии и микробиологи. Пока студент учится, ему в голову и в руки вкладываются навыки, которые он потом может использовать. Так вот эти специальности были, а той специальности, которая мне нужна была, ее не было. И что же делать? Мне пришлось учить своих студентов для того, чтобы они могли выполнить те научные задачи. Мне пришлось открыть новую специальность, но не специальность, это называется немножко по-другому. Ввести то, чего раньше не было.

Таким образом, я пытаюсь сказать о том, что меняется задача и должна измениться очень быстро образовательная модель. Вот понадобился специалист с таким навыком, значит, мы его должны научить. Мы, я сейчас говорю, государство, ВУЗы, высшие учебные заведения. За какие деньги сразу возникает вопрос. Государство сразу задает вопрос. Вот мы их научим, потратим, а куда они пойдут работать эти люди? И вот сейчас часто, я года вышла в широкое поле научной общественности несколько лет назад, очень популярна идея, это наша сегодняшняя российская реальность, когда наши молодые люди, получив образование в нашей стране, уезжают в другие страны работать. Таким образом, наше государство вложилось тут деньгами, ну очень примитивно выражаясь, а этот навык люди увезли, т.е. деньги «в песок ушли». Это очень приблизительно, однако, идея такая. Во-первых, меня очень часто спрашивают о том, почему я не уезжаю за границу. Во-вторых, о том, что мои студенты все уезжают. А я говорю, что мои не уезжают, мои работают у меня. Потому что у меня сначала возникла идея, в каком месте они будут работать, а потом я их стала этому учить. И вот сейчас мы разворачиваем, прямо вот в текущем моменте в университете, ту нашу модель. У нас была плановая экономика, у нас были планы в советские времена одни, вот нам надо столько-то учителей, столько-то врачей, столько-то технологов на страну на город. А сейчас у нас совсем другие потребности.

Мы разворачиваем образовательную модель в другую сторону. Вот у нас такие-то организации, вот у нас такие-то производства в нашем крае, алюминий допустим, никель допустим, уголь, нефть и газ допустим. У нас в текущем моменте есть потребность таких специалистов, значит, мы их очень быстро учим. Мы дадим молодым людям вот эти вот образовательные компетенции, навыки, чтобы они работали в этой области. Звучит, может быть, немножко страшно, может быть непонятно, однако, у меня на глазах это происходило несколько раз. Мы большому Министерству федеральному высказываем, что нам надо вот это, вот это, вот это. Нашему университету надо выучить таких специалистов. Мы даже не говорим для чего, не говорим, для какого предприятия. Но мы говорим, что хотим вот эту специальность, мы хотим вот это направление магистратуры и начинаем работать с Министерством по формальной стороне вопроса образования. То есть, какие бумаги надо написать, каких специалистов, преподавателей надо привлечь, что нам надо из материально-технической базы, для того, чтобы студентов научить, какие площади, какие приборы, какие производственные базы, чтобы студенты научились там за четыре года, если это бакалавры, за шесть лет, если это бакалавры, которые пошли в магистратуру, чтобы они приобрели вот эти компетенции, что нам надо. Когда нас все это есть, нам выдают лицензию, грубо говоря, на весь университет. В общем-то, процесс хоть и очень сложный, он достаточно динамичный, вот это вот введение новых образовательных направлений. Вот этим мы сейчас и занимаемся.

Когда я говорила, что мне понадобятся специалисты, которые будут работать с тканями, органами, которые их могут выращивать, мы назвали вот эту магистратуру «Реконструктивная биоинженерия», провели вот эти все формальные этапы, открыли это направление магистратуры, набираем молодежь. Они учатся два года. Они потом выходят и работают. Они умеют работать с культурой ткани. Все биологические навыки, все биологические методы, все лабораторные методы, которые используются в биологии, они осваивают за время обучения. И получив диплом нашего университета, в котором вписана эта специальность, они могут претендовать на рабочее место в моей лаборатории, а также в других лабораториях нашей страны, нашего города. Также они могу участвовать в конкурсах на рабочие места в других странах.

Еще такое достаточно важное и сложное направление – это унифицированность образования. Я уже сказала, что наши специалисты ценятся везде в мире. Там только нужен хороший профессиональный язык и человек может работать в любой стране по своему профессиональному направлению. Для того чтобы сделать эту проблему абсолютно прозрачной и понятной, во всем мире есть система образовательных кредитов. Вот эта специальность, грубо говоря, 50 образовательных кредитов. И вот если таких именно каких-то кредитов и такое вот количество, и вот этот специалист, обладающий. Что такое образовательный кредит? Это как балл какой-то. Вот мы сейчас знаем все, для того, чтобы поступить в ВУЗ, надо столько-то баллов по ЕГ. Так вот примерно то же самое система образовательных кредитов - это уже высшее образование. Вот для того, чтобы получить диплом по такой-то специальности, надо иметь такое-то количество такого-то сорта образовательных кредитов. У наших ВУЗов все это в процессе сейчас. Мы приводим образовательные стандарты к общемировым. Введена система «Образовательный кредит». Это не кредит денежный. Другое, это как балл. Для того, чтобы было какое-то равенство. Например, магистр по направлению биотехнология, проученный в нашем университете, знает ровно тоже самое и может работать ровно в тех же местах, что точно такой же магистр в университете, например, Мюнстера. Это очень важно, сложно и трудоемко, однако, тоже это делается.

Сейчас очень хорошо, активно возрождается идея то, что раньше называлось техникумы, т.е. не высшее профессиональное образование, а среднее профессиональное образование, потому что и в таких специалистах сейчас в нашем обществе и государстве высока. Например, автослесарь в сервисе. Он востребован. Машин много. Они ломаются, их надо чинить. Востребован? Востребован. Надо ему высшее образование? На самом деле, не всегда оно ему надо. Ему хватит того образования. Почему это важно на мой взгляд? Потому что оно дешевле. На него надо потратить меньше денег. Человек уже получает профессию ту, которая его обеспечит и несет пользу обществу.

Я взяла документы разные для того, чтобы получить какое-то представление о том, сколько нашему государству обучение какого специалиста в год. Должна вам сказать, что суммы примерно такие – от 50.000 руб. в год до порядка 100.000 руб. Больше университет тратить может, меньше права не имеет, потому что в нашей стране установлена вот эта планка. Из чего складывается эта сумма, вам, наверное, это не интересно. Однако, вот эту сумму университет обязан потратить на каждого студента для того, чтобы он был проучен нужным образом в соответствии с образовательными стандартами. Экономить в этом вопросе нельзя. Это наказуемо. Никто никогда этого не делает. Но превышать мы можем. Мы можем сказать, что у нас такой специалист, под наши конкретные задачи, он может стоить дороже. Мы будем тратить больше денег на него. Также мое личное мнение, что, в общем-то, нельзя и ненужно наваливать на обучающихся вот эти траты никогда, как бы дорого это ни стоило. Не каждый, далеко не каждый студент в состоянии это оплатить в полной мере. Допустим, какую-то часть может, а какую-то часть все-таки надо добавлять государству либо через другие какие-то институты.

Что еще меня так же волнует. Я когда окунулась во всю эту сложную биотехнологию, реконструктивную биоинженерию, поняла, что в нашем крае мне это лично нужно, но я – это один человек и я могу обеспечить рабочими местами немного, не сотни детей-студентов. То есть это все равно какие-то штучные задачи, которые мы решаем и немного людей работает. А если я открываю специальность, есть определенное количество специалистов, которых я обязана как сотрудник университета выпускать в год. А куда же они пойдут? Соответственно мы делаем эту специальность такой, чтобы человек, получив ее, имел возможность широкой профессиональной компетенции примерно в этой области. Однако, чтобы он мог работать и в какой-то аналитической лаборатории медицинского учреждения, делать анализы сложные, основанные на биологических методах, и также он мог поехать в другое место работать четко по этому направлению.

Что я также для себя выяснила, и рада вам сейчас сообщить, всегда это говорю своим студентам, в науке и в образовании географической привязки для меня и в принципе ее не существует. Все равно, где я учу своих студентов на планете: в Африке, в Бостоне или в Красноярске. Это не принципиально и нигде нет вот этих вот лимитов, нигде они не прописаны ни в нашем государстве, ни в каких-то других. Вот этот регион обязан заниматься только нефтью, газом, углем, стройками и все. Вот этих границ не существует. Вот это всегда меня обнадеживает, помогает мне двигаться вперед. Я думаю, вот эта идея лежит в фундаменте высшего университетского образования. Вот эта идея свободы, демократии, если можно так сказать, не знаю, насколько я корректно выражаюсь, это основа, - это университетский дух. То есть сначала человек сам определяет, кем он хочет быть, а потом он должен иметь возможность вот это свое желание реализовать, получить образование в нужной, интересной, приятной, полезной для себя области, пойти работать по этой специальности. И я думаю, вот это понимание когда есть везде на всех уровнях, тогда, в общем-то, в обществе, все и гармонично. Я думаю, достаточно.

Ведущий

Спасибо, Екатерина Игоревна. Формат нашего лектория предполагает, что после лекции, которую прочитает нам уважаемый лектор, свое отношение либо вопросы к услышанному зададут, озвучат наши эксперты, которых я с удовольствием вам сейчас представляю:

- Сидорова Ксения Дмитриевна – специалист по проектированию открытых образовательных пространств, конструированию программ дополнительного образования;

- Заплатина Кристина Романовна – специалист по международным связям молодежного творческого бизнес-центра «Пилот».

Кристина Романовна, прошу Вас, задайте какой-либо вопрос лектору.

Заплатина Кристина Романовна

Спасибо большое за доклад, у меня такой вопрос. Современный парадокс общества - люди есть, кадров нет. На уровне правительства Красноярского края есть ли общее понимание, что делать уже сейчас, уже вчера? Есть ли такое чувство, очень срочные задачи менять и конкретно в каких областях это делать?

Шишацкая Екатерина Игоревна

Спасибо. Прекрасный вопрос. Не знаю, я пыталась донести эту идею мобильности и мгновенного реагирования. Я пыталась об этом сказать. Я считаю ненужным образование, которое не имеет приложения. Я депутат, я работаю в Комитете по образованию, ну там много названий. Вы знаете, у нас есть законодательная власть, есть исполнительная. Вот наш Комитет по образованию, потом есть Министерство образования и науки, которое и реализует все эти этапы для того, чтобы это все было как надо. Вы спрашиваете, есть ли понимание что по нашему краю сейчас надо по кадровой политике. Я считаю, что такое понимание есть. Однако, для реализации всех этих этапов от понимания до конкретного специалиста очень много этапов. И пройти их очень быстро и безошибочно вот это я и считаю, в том числе и своей задачей и задачей всех тех людей, которые работают у нас в системе нашего образования. Но понимание, я считаю, нужное понимание есть. Какие специальности вы хотите услышать? Я вам уже говорила это промышленный гигант, это я даже могу и не говорить, но это те предприятия, которые функционируют в нашем крае. Об их кадровой потребности я, наверное, сейчас говорить не буду. Вот сколько специалистов, каких надо в год, это все очень сильно, во-первых, меняется, во-вторых, это не моя непосредственная профессиональная область. Однако, я знаю, что нефтеперерабатывающий комплекс забирает практически всех выпускников нашего университета, ещё могу сказать слово лучших выпускников. Я сама разговаривала со студентами, которые знают, что они наберут такой-то балл, у них будет такая-то книжечка-корочка, они пойдут в эту организацию и будут получать n тысяч рублей в месяц. Они это знают уже на четвертом курсе, и они прямо вот знают, вот сейчас я хорошо закончу и хорошо трудоустроюсь. Так все и происходит. Нефтеперерабатывающий комплекс, другие области наверно все тоже самое, просто это, наверное, самое большое ресурсоперерабатывающее направление в нашем крае. Так же я знаю, что у нас хорошо работает культурное направление, то есть ВУЗ и структурное подразделение других ВУЗов, которые готовят специалистов по культуре. Что это такое? Художники, артисты, певцы, ведущие телепрограмм и так далее. Это люди, которые работают в области культуры. Это тоже очень не плохо у нас, в этом отношении динамично так все. Тоже студенты учатся, они знают, куда они пойдут работать, и они приходят туда, и на ту зарплату, на которую они рассчитывали.

Ведущий

Спасибо за вопрос, Кристина Романовна. Ксения Дмитриевна, слушаем Вас. Спросите что-нибудь интересное.

Сидорова Ксения Дмитриевна

У меня вопрос в следующем. Вот вы про это немножко говорили вскользь про историю, про переходы, что в Советском Союзе была одна система, сейчас эта система меняется, деформируется в какую сторону не очень понятно. Но есть этот простой статистический факт, что раньше высшее образование, наличие высшего образования, пожалуй, 30-40 лет назад, не так давно, имело значение и в обществе в том числе, как такой билет. У меня есть высшее образование - это такой билет в лучшую жизнь, например. Сейчас, когда высшее образование есть у 90% населения, это ничего не значит, даже больше чем у 90-99%, наверное. Но при этом листы, социальные переходы, т.е. как я могу изменить свой социальный статус, как я могу больше зарабатывать, если в семье, в которой я выросла, у нее был один уровень дохода, ну вот про это. Если при этом люди, которые меня воспитывали, мои родители из той системы. И почему сейчас школьники поступают в университеты, потому что родители говорят им, что без высшего образования никуда не денешься. При этом ситуация такова, что для работодателя на рынке оно уже ни о чем не говорит. Дальше о том, как устроено вообще. Обобщить высшее образование сложно, но вот то, про что вы рассказываете один прецедент, в других местах там по-разному. Если теперь наличие высшего образования, является лишь наличием карточки, и не дает тебе этого социального капитала, то Вам как депутату, человеку, который имеет отношение к политике, как Вам кажется, какие есть возможности или другие какие-то вещи его заменить.

Шишацкая Екатерина Игоревна

То есть вы говорите о социальном лифте? Чем заменить сейчас вот то необходимое высшее образование, которое давало определенный уровень и престиж?

Сидорова Ксения Дмитриевна

Да, с одной стороны. А с другой стороны может быть там надо как-то подробней смотреть, т.е. просто пришел в ВУЗ студентом не важно, какого факультета и специальности. Может быть там надо больше выбирать. Есть какие-то вещи про науку, про медицину, которые вы рассказываете, есть какие-то другие.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Да, есть попроще специальности. Знаете, мое внутреннее душевное чувство, не знаю, может быть, я не правильно говорю, это то, над чем я надстраиваю всю свою деятельность и где я работаю, - это понятие гармония личности, каждой личности. Вот когда человек сам собой доволен, тогда, в общем-то, все вокруг него довольны. И чем шире вот эти круги, когда Вы говорите о семье, когда каждый член семьи чувствует себя реализованным полностью, удовлетворенным полностью своим пребыванием в обществе, тогда семья считается счастливой. Когда, например, папа работу потерял, тогда начинаются проблемы. И даже в деньгах не столько семья потеряла, а он статус свой потерял. Он раньше там был уважаемый человек, например преподаватель в университете или научный сотрудник. У него была планка-зарплата. У него был престиж определенный, и жена гордилась, что у нее муж научный сотрудник. А потом бах! Научные сотрудники стали копейки получать, и стали никому не нужны. Это история моей семьи, например. И что же делать? Так вот я считаю, что тут надо идти от человека, таких людей в обществе, которые сами собой недовольны от того, что что-то потеряли либо недополучили, не должно быть. Вот этого быть не должно. И на это чувство надо все надстраивать. Когда работаю с совсем маленькими детишками, первый, второй класс, я уже вижу, они все разные. Кому-то интересно про органы и ткани слушать, кому-то совершенно это не надо, это дети другого склада. Они будут кино снимать или на машинах ездить быстро и от этого быть целостными, гармоничными, удовлетворенными, т.е. люди очень разные. И они везде разные. В нашем городе они разные. И не все люди в нашем городе хотят работать на Норникеле, допустим. Кто-то хочет песни петь, а кто-то картины писать. Что Вы еще спросили, Ксения?

Сидорова Ксения Дмитриевна

С одной стороны это выбор, чем руководствуется, на это Вы ответили. С другой стороны как власть, как управление, как университет смотрит на это?

Шишацкая Екатерина Игоревна

Я Вам открою секрет! Власть смотрит совершенно также. Честное Вам слово даю. Это понимание ненужности, неуслышанности у каждого из наших граждан, я Вас уверяю, оно осталось из прошлого. Вот власти как-то насиловать население, какие-то идеи нагнетать совершенно не нужно. Другой вопрос сразу выходит на первый план. Как это сделать? Где взять профессионалов, которые сделают оптимальным образом, выучат вот этих вот людей, изменят структуру университета под людей? Как это сделать? Как это сделать руками? Сразу возникает вопрос, нам нужны преподаватели другие, допустим. Нам нужны площади для этого, нам нужно оборудование, нам нужны деньги. Мы должны их потратить нужным образом, правильным образом. Это очень сложные вопросы. Вы спрашиваете, есть ли в университете понимание того, какие специалисты должны выпускаться? Есть такое понимание. Первое, что мы делаем, идем на предприятие. Мы все, вот эти предприятия, они все вовлечены в процесс. И рабочим механизмом является заказ предприятия – в год мне нужно столько-то такого качества специалистов. И университет должен, обязан и делает подготовку таких специалистов. Я сейчас понимаю, что вы думаете. Но в идеале все именно так. И вот какие-то негативные моменты, все нестыковки вызваны техническими сложностями. Я думаю так.

Еще знаете, в чем большая проблема? Мы готовим специалистов для какой-то отрасли, а отрасль вдруг стала испытывать материальные затруднения. У нас несколько лет назад был кризис. Резко предприятия сокращали рабочие места. Я знаю Геологоразведка, например. Частное предприятие, которое брало столько-то специалистов в год у нашей Геологоразведки, оно раз и сказало что все, им новых не надо, своих 10 уволили. У нас нет денег на это. Это тоже очень важно. Не один же год учится человек. Он учится 4 либо 6, либо 5, если это специалист. А вдруг что-то случилось и ему некуда пойти работать. От этих рисков конечно власти общество должны страховать, страховать своих граждан. Это мое убеждение.

Ведущий

Спасибо, Ксения Дмитриевна. Благодарим экспертов Сидорову Ксению Дмитриевну и Заплатину Кристину Романовну за вопросы, но лекторий был бы неполным без вопросов, которые зададут лектору слушатели. Я напоминаю, Шишацкая Екатерина Игоревна наш лектор и вопросы образования в современном российском обществе. Кто хочет задать вопрос, просьба представиться, поднять руку. Есть вопросы? Замечательно!

Вопрос из зала

Здравствуйте! Меня зовут Виктория. Я представляю уровень образования пониже, средне-профессиональное. Знаете, у меня несколько противоречий конечно с Вами. Понимаете, Вы с высшим образованием, у нас средне-профессиональное образование. Понимаете, когда абитуриенты идут, у них проблема выбора. Он может быть не готов к этому выбору, даже и в высшее когда он идет. И когда в процессе обучения, может быть год пройдет, может быть два, он понимает, что он пришел не туда. Почему он не пришел туда? Родители, общество, т.е. много факторов вот таких. Государство говорит, что надо на нефтеперерабатывающую промышленность специалисты, не хватает. Хорошо. А общество говорит, что экономика, юриспруденция. Я изучала цифры. До сих пор они зашкаливают. Вопрос в профориентации. Государственный ли это вопрос, негосударственный?

Шишацкая Екатерина Игоревна

Вы знаете, у меня сын как раз в том этапе, когда он не знает. У него кто-то пошел на «эконом», кто-то на «физвоз». А он не знает. Он, правда, не знает. Я считаю, что эта вот профориентация в значительной степени это семья. И в том случае, когда Вы говорите, пошел не туда, ему не интересно, ему не надо, он не хочет, то нужно поработать год-два, походить по городу, поискать работу. Не надо гнать, у нас же еще армия гонит, если мальчик. А он не хочет или мама не хочет. Часто мама не хочет. И говорит, поступать куда-нибудь, чтобы в армию не забрали. На самом деле ничего ужасного в армии то нет сейчас. Пошел, послушался год, понял, что такое дисциплина, в том числе строевая дисциплина. Возвращайся, выбирай себе профессию, область своей деятельности. Поработай. Поработай официантом, заправщиком на автостанции, помой окна, попиши рекламу, пораздавай, посмотри. Может быть, песни понравится петь. Туда и иди, получай образование. Я считаю так. А вот когда государству нужны какие-то специалисты, тогда должны быть меры какие-то, такие понятные. Тогда надо детям рассказывать, что вот тебе там будет хорошо и интересно для себя работать, у вас будет такой-то карьерный рост, нефтяник будешь или геолог. На самом деле это баланс. Нельзя человеку ничего навязать и никто никогда не навяжет, ни госполитика, ни семья. Он все равно сам выберет. Но он выберет из того, что ему дали. Он все поперебирает и выберет.

Вопрос из зала

Вы не считаете еще, что система ЕГЭ многих отпугивает от специальностей, где точные науки. И все равно есть специальности, где не набирают, не идут туда. А все социально-гуманитарное направление. Не считаете все-таки, что ЕГЭ отбило желание?

Шишацкая Екатерина Игоревна

Вы знаете, говорить, что это система ЕГЭ? На самом деле система ЕГЭ, так как ее назвали в нашей стране, она во всем мире есть. Это те самые образовательные кредиты. Это унифицированное образование. То как она у нас реализуется, можно тоже критиковать. Я сейчас не буду. К точным наукам надо выращивать ребенка, готовить. И я читала совсем недавно, хорошо, что Вы спросили, знаменитого преподавателя, который у нас есть в стране, который подготовил выдающихся математиков. Он говорит, что нет ребенка гуманитарного склада, есть ребенок без математических способностей. Так вот точные науки пойдут тем, у кого есть математические способности, а у которых нет, они как раз пойдут и дальше. А если нам нужны математики, физики, сложное точное образование, значит, если нам мешает системам ЕГ, ее надо поменять. Как-то так, чтоб не отпугивать никого.

Система углубленного образования мне очень симпатична со школы. Вот физмат школы у нас были, есть и будут, я надеюсь. Они обязательно нужны.

Ведущий

Большое спасибо за вопрос! Есть ли у Вас еще что-нибудь спросить?

Вопрос из зала

Здравствуйте! Доронина Елена. Представляю Красноярский медицинский университет. Буквально через полгода сама буду врачом. Конечно, в нашем университете вопрос трудоустройства практически решен заранее. Наш университет постоянно для выпускников проводит массу профориентаций, приезжайте с районов к нам работать, но лично мне, человеку, живущему в 21 веке, почему-то симпатична система Советского Союза в этом плане, когда каждый выпускник любого университета уже точно знал, куда он пойдет работать в ближайшие несколько лет. Когда тебе просто выдают, по твоему просто может быть желанию или по желанию государства, какие-то рабочие места. Ты выбираешь и едешь. Три, пять лет отрабатываешь на каком-то определенном предприятии или в больнице, как в Медицинском университете. А потом – твое решение. Ты можешь оставаться, ты можешь уезжать за границу, можешь делать что угодно. Но, по сути говоря, часть долга, которую задолжал за свое образование государству, ты в чем-то выплачиваешь. Как Вы считаете, есть ли вероятность в других специальностях вводить похожую систему прикрепленности к какой-то организации для того, чтобы наши выпускники «эконома» в госуниверситете, «юриспруденции» были действительно востребованными, для того чтобы они потом не шли работать официантами в кафе. Я не понимаю тогда выгоды у государства учить невероятное количество человек на высшем образовании, чтобы потом занимать недостойные для этого места.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Елена, Вы говорите, что через полгода будете врачом. А Вы сейчас на каком?

Вопрос из зала

На 6-ом плюс интернатура.

Шишацкая Екатерина Игоревна

И вы думаете, что сейчас получите диплом и станете врачом?

Вопрос из зала

Врач по специальности педиатрия.

Шишацкая Екатерина Игоревна

А что Вам надо, чтобы Вы стали врачом?

Вопрос из зала

Два года врач-ординатор.

Шишацкая Екатерина Игоревна

И вы пойдете в ординатуру?

Вопрос из зала

Да.

Шишацкая Екатерина Игоревна


И Вы знаете, в каком отделении будете работать?

Вопрос из зала

Да, абсолютно.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Вот. Медицинское образование всегда в любом обществе особенное. Оно самое дорогое, оно самое длительное. Потому что профессия врач, наверное, самая ответственная. Это не значит, что другие профессии менее значимые, но вот эта особенная. Я считаю то, что Вы говорите, отработай какой-то интервал времени – обязательно нужно, обязательно нужно вернуть долг государству, обществу, которое выучило такого специалиста. Но все-таки в советские времена там же было очень жесткое распределение. Вот в район и все. Один шанс не уехать в район – выйти замуж. А очень здорово, когда ожидался уже ребенок. Тогда в район не посылали, семью не разрушали. Я считаю, это плохой вариант, все-таки человек должен сам выбрать, куда он поедет.

Я говорю о том, что, конечно, не заставлять. Не заставлять.Он должен выбрать. По опыту нашего университета. 600 выпускников в год. По специальности идут 200, не больше. Все остальные это фармпредставители.

Люди деньги зарабатывают. Значит им другое образование надо дать, не лечебное. Тогда они пусть будут фармакологи без дорогостоящего этапа образования в больницах, без пациентов. Это будет в 2 раза дешевле.

Вопрос из зала

Просто я предполагаю, что возможен какой-то проект по заключению договора между лицом, обучающимся на любом высшем, среднем образовании, не важно, по любой специальности с человеком и государством. За те деньги, которые в тебя вкладывают, ты обязан отработать. Неважно где. Тебя выберут, там дадут какой-то выбор, возможно, остаться в городе, не обязательно район. Но в любом случае работать ты должен.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Обязательно, я тоже так считаю. Мне кажется, что для Вашего ВУЗа уже что-то принято.

Вопрос из зала

Но для нас уже все определено абсолютно.

Ведущий

Большое спасибо за вопрос. Возможно еще один. Давайте, пожалуйста.

Вопрос из зала

Екатерина Игоревна, я немного опять Вас покритикую. Можно?

Шишацкая Екатерина Игоревна

Пожалуйста, попробуйте.

Вопрос из зала

Вы приводили пример взаимодействие работодателя и ВУЗа и взяли нефтеперерабатывающую промышленность. Считаю пример несколько неудачным. Считаю его несколько классическим. Почему? Потому что он все-таки гигант. Я волнуюсь опять же за те специальности, на которые целевой заказ очень редко случается. Возьмем торговые сети. Работодателей много, но как такового я не вижу, чтобы они подавали в те же СПО, чтобы мне подготовили столько продавцов. И за это бы платили. Но так как я работаю в этой системе, я понимаю, что говорю. Несколько изучала механизм взаимодействия работодателей, средних профессиональных образовательных учреждений, но пришла к выводу о том, что нет у нас директивных методов по тому, как заставит работодателя работать с СУЗами. А что-то предполагается в планах, есть ли какие-то проекты по взаимодействию работодателя и образовательных учреждений для того, чтобы реализовать все-таки федеральные государственные стандарты, которые у нас несколько лет как приняли, третьего поколения. Сейчас уже и четвертое будет. Но хотя бы нам третье до конца понимать и реализовывать.

Шишацкая Екатерина Игоревна

Но у нас же есть служба занятости населения. На самом деле, я считаю, что эта работа для нее. Связать отрасль с работодателем. Вы говорите отрасль это работодатель. Торговля это отрасль? Отрасль. Связать ее с теми кадрами, которые готовят образовательные учреждения края, города. Чтобы это была зависимость. Например, нам надо 50 кассиров.

Я, может быть, еще раз поясню. Нет такого закона, законодательного акта, программы, плана, целевых долгосрочных программ по взаимодействию. Нет того, чтобы привлекло работодателя еще в большей степени более качественно и эффективно реализовывать вот это взаимодействие. Очень тяжело образовательным учреждениям в этом смысле. На них сложили ответственность за трудоустройство, за качество образования, за те же деньги, которые выделяет государство.

Вы правильно все говорите. Вы говорите, что нет механизма, который бы запрягло, грубо говоря. Я Вам могу сказать следующее. У нас есть масса механизмов, ограничивающих, они уже есть и поэтому строить механизм, обязывающий работодателя как-то контролировать это непросто. И вот готового ответа у меня сейчас для Вас нет.

Вопрос из зала

А что-то по этому вопросу в принципе хотя бы кто-нибудь мечтал?

Шишацкая Екатерина Игоревна


А знаете, как это работает? Сверху Федерация, т.е. мы ничего от себя тут не сочиним. Вот федеральный закон какой-то принимается, причем работа над законом это очень сложно. Я Вам совершенно точно говорю. А потом каждый регион принимает такой же закон у себя и отрабатывает. Я считаю, что работа идет. Через пару лет посмотрим.

Вопрос из зала

Спасибо.

Ведущий

Спасибо за вопрос. Благодарим нашу самую активную слушательницу, которая с практической точки зрения подходит к теме лекции «Вопросы образования в современном обществе». Также благодарим наших экспертов уважаемых и большое спасибо Екатерине Игоревне. Напомню, что Шишацкая Екатерина Игоревна, депутат Законодательного Собрания Красноярского края, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой медицинской биологии Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ, Ограничимся на этом, тут еще много регалий. Тем не менее, это была тема «Вопросы образования в современном обществе» и услышали вы ее в рамках лектория Красноярский краевой лектории по развитию гражданской культуры. Участники лекции – это представители общественных организаций Красноярска и Красноярского края, члены Палаты гражданской ассамблеи Красноярского края, эксперты социальных программ и проектов, активные граждане края, коими вы, безусловно, являетесь. Большое спасибо!