Стенограмма лекции А.Прохоровой " Городские праздники как мотиватор улучшения позитивной городской среды"

Лекция состоялась в Молодежном творческом бизнес-центре «Пилот» (город Красноярск, улица Аэровокзальная, 10) 10 декабря 2014 года в 17:00. Подробная информация, фото и видео лекции - по ссылке

Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на заключительной в этом году лекции проекта Краевой лекторий по развитию гражданской культуры населения Красноярского края. Несколько слов о нашем проекте. Проект наш реализуется с 2010 года, все лекции, и видео записи лекции, аудио записи лекции можно увидеть на сайте lektor.gokrk.ru. А сейчас, дорогие друзья, что же за встреча предстоит сегодня нам с вами. Итак, сегодня мы встречаемся с журналистом, телеведущей, бизнес-тренером, управляющим партнером бюро "Умная Буква" Анной Прохоровой. Также, сегодня в зале у нас присутствуют уважаемые эксперты, организатор конференции TEDxKaraulnayaGora Коваленко Елена, заместитель руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, а также автор и организатор множества проектов Константин Юрьевич Гуреев. Итак, тема нашей сегодняшней беседы "Городские праздники как мотиватор улучшения позитивной городской среды". Итак, Анна, вам слово.

Анна.
День добрый. Такой вытекающий вопрос из представления Анны Прохоровой и заявленной темы “Городские праздники как мотиватор улучшения позитивной городской среды”, казалось бы, с какого боку журналист, телеведущая, бизнес-тренер и т.д., и т.д., управляющий партнер может вообще обсуждать эту тему. Дело в том, что в моей истории, вот так сложилось, что какой-то период времени я работала бренд-директором одного крупного телевизионного холдинга. И в какой-то прекрасный момент мы поняли, что зрителя, простите, если это буквально, хочется потрогать руками. Заглянуть ему в глаза, понять, что он хочет, что он делает, что для него является позитивной средой и нужны ли ему мы вообще. Я признаюсь сразу, что идея большого большого фестиваля “Зеленый”, который телеканал Прима сделал, она не моя. Я была всего лишь директором трех первых лет организации этого фестиваля. Эта идея Илье Сураеву принадлежит, и он сейчас очень, как с ребеночком, носится с идейной выдержанностью всего, что связано с “Зеленым”. И, собственно, я подходила к этому просто как менеджер, поэтому, наверное, я могу говорить об этом и изнутри, и с течением какого-то количества лет, с точки зрения динамики. И вот как раз поняв движение в пространстве и времени, с точки зрения отношений горожан вот к такому большому празднику, я могу утверждать, что действительно, те или иные события для городской среды являются позитивным толчком в развитии.
Что такое в принципе городские праздники? Городские праздники - это прежде всего традиции, так или иначе, тут уж не соврешь, День города - это самый главный день в любом случае. Как бы его ни хвалили горожане, и как бы его ни ругали. С разных сторон можно подойти к этому событию. И тем не менее, вовлеченность 100%, наш любимый карнавал, когда каждый хочет, каждое предприятие хочет поучаствовать. Ну и что, что с коммерческой точки зрения, так или иначе, это какая-то реклама производству. Ну и что, ну прекрасно, все это происходит, все хотят, вовлеченность 100%. Все хотят выйти на улицу, посмотреть, что же там такое, отличное от прошлого года, и не смотря на то, что все будут ругать: “Ага, потратили деньги на салют”. Все равно, вновь все приедут в 11 часов, у каждого уже есть свое тайное место в городе, откуда не выходя из автомобиля мы будем этот салют смотреть, все равно все приедут смотреть этот салют. То есть эта традиция, с одной стороны, а с другой стороны, очень легко по отношению горожан пронаблюдать развитие что ли, и эстетическое, даже с некоторых точек зрения, тех зрелищ, которые ему нравятся или не нравятся. То есть нас уже просто какими-то банальными ярмарочными делами не удивишь. Нам подавай ледяные скульптуры, чтобы все было подсвечено, чтобы кинотеатр был, и кстати говоря, такие вещи, когда организатор праздников, кто бы это ни был, либо управление культуры, либо это действительно, какая-то коммерческая организация, тем не менее все, так или иначе, пытаются продемонстрировать какие-то технологии, технологии сегодняшнего дня. Чем технологичней будет сегодняшний праздник, тем будет больше желания и разговоров после, либо повторить, либо “О да, вот это мы сделали в этом году круто”. То есть вот это вот движение мысли, движение вовлеченности, это так показательно и применимо исключительно на городских праздниках, когда позитив уже сидит внутри, а вот как там получится дальше зависит во многом от каждого участника этого праздника. С другой стороны, есть много негативных вещей, связанных, опять же, с традиционными какими-то штуками в городе организованными, когда, например, я повесила у себя в фейсбуке тему, с которой буду сегодня выступать, сразу огромное количество отзывов, что все это надоело, все это одно и тоже, номенклатурные речи, которые не отклоняются ни на слово от написанного текста, что нет душевности и давно это просто делается для галочки. Вот я, на самом деле, совершенно с этим не согласна, дело в том, что все зависит как раз не только от организаторов, а от тех еще, кто на этот праздник приходит, и от тех, кто хочет или не хочет что-то в этой цепочке вообще движения идейности, позитивных коммуникаций, хочет или не хочет что-то, в этом смысле, изменить.
И вот я так плавно подошла как раз к “Зеленому”, потому что приходит редактор молодежной программы на прием к бренд-директору и говорит: “А давай сделаем пикник, городской пикник на траве”. Ну вот это вот легко, просто. У нас же своя телекомпания, мы просто сделаем ролик и повесим его в телеэфире, что берите коврики и приходите, и собственно больше ничего. Я, точно также, как любой руководитель, любого управления сразу говорю “У меня бюджета нет”. Ну как бы ты мог придумать год назад, когда бы мы внесли в бюджет его и что-то бы могли с тобой обсуждать. Он говорит “Да деньги не нужны, вообще все сделаем сами, позовем там наших зрителей, которые что-то умеют и готовы поучаствовать, давайте попробуем так.” Соответственно, мы открыли группу в Контакте “Фестиваль Зеленый”, она абсолютно живая, то есть это группа с огромным количеством подписчиков, и где, собственно, вся жизнь фестиваля так или иначе отображается, здесь все отчеты любых людей, которые там были. Здесь можно увидеть и фотографии, и видео, и вот собачка, понимаете, потерялась. Это вот такие нюансы жизни, когда фестиваль идет всего один день в году, а жизнь фестиваля продолжается целый год. И я расскажу о таких нюансах, которые мы придумали для того, чтобы как раз это желание прийти на поляну через год осталось и зимой в том числе. Есть такие штуки, и они действительно специально продуманы, для нас уже стали технологией. Так вот, когда шеф-редактор пришел с предложением, я просто, как обычный менеджер в любом управлении, села думать, из чего эту снежинку можно сложить, чтобы и денег сильно не потратить, и чтобы зрители наши были действительно участниками этого события. И действительно хотелось сразу сделать альтернативу Дню Города, я признаюсь, потому что количество вот этого, немножечко, негатива, т.е. хочется как-то не так, какой-то свой День Города. Оно все-таки было, это честно. То есть мы не хотели конкурировать, мы хотели просто по-другому. И изначально эта идея и стала рабочей, когда мы стали обращаться к нашим зрителям “А есть ли у вас какие-то идеи, чтобы вам самим было прикольно на поляне не просто лежать, а еще в чем-то участвовать”. И технологически это случилось вот таким образом. Все агенты программы “Детали” стали волонтерскими единицами по сбору информации. У нас проходит в июне фестиваль, начинаем мы подготовку к нему в феврале, и с февраля месяца корреспонденты, люди, которые не занимаются праздниками по своей профессии, они занимаются исключительно изготовлением телепродукции, на них вот такое общественное задание падает. Они начинают обзванивать тех людей, которые снимались у них в сюжетах на какие-то темы, например, девочки с танцами живота. Мы снимаем очень много других ребят, которые чем то заняты. Они стали обзванивать, каждый получил свое видение, порядка 25 каких-то коллективов, творческих объединений, групп или просто нигде не зарегистрированных ребят, таких активных. И собственно из этого сложилось у каждого по пять классных площадок. Условие было очень простое, каждая единица творческая должна эту площадку самостоятельно оборудовать, получала от нас всего лишь кусочек газона на Татышева, и потихоньку, помаленьку, примерно к концу апреля мы уже понимали сколько у нас заявлено участников на “Зеленый”, как они будут выглядеть, сразу же мы понимали, судя по участникам, которые будут там, можно еще разбавить тем-то тем-то. Соответственно, я признаюсь честно, параллельно, как абсолютно обычный менеджер, когда я поехала в управление, прежде всего Культуры, это очень важный момент для тех, кто соберется делать какие-нибудь масштабные или не очень масштабные, но все же городские праздники, это управление культуры, нужно туда идти и вставать в график мероприятий, который такой большой годовой талмуд, план. То есть нужно забивать себе дату, для того чтобы точно все люди, ответственные за проведение подобных мероприятий, были в курсе. А это так кажется, что просто, цепляется за собой милиция, скорая, ну и т.д. т.д. Чтобы мы не совпали с каким то другим праздником, а мы совпадаем каждый год, все прекрасно знают, что если прийти на Зеленый, перейти через дорогу, попадешь на самый крутой в регионе сабантуй, это факт. Но тоже приятно, потому что кто-то хочет чего-то горяченького перекусить, очень легко, это в прошлом году у нас только случился фуд-корт, а до этого мы не кормили наших посетителей. И соответственно, когда приходишь в управление культуры, попадаешь в этот план, соответственно очень большую поддержку получаешь, потому-что много чего по пунктам, люди, которые по своей работе, своей должности занимаются городскими праздниками, очень много чего помогают организовывать. Дело в том, что для них тоже важно, чтобы городская среда жила, чтобы она была чем-то наполнена. Это тоже еще одна хитрость, просто по-честному скажите любому чиновнику,что вы можете сделать за него его работу. Это абсолютно точно, никто никогда не откажется, им тоже нужно делать качественные праздники, они согласны, если какая-то коммерческая единица возьмется организовывать такую вещь, почему нет. Второй пункт. Это Горспорткомитет, потому что остров Татышев целиком и полностью находится в его владении. Когда мы только-только придумали, что мы будем делать мы с Сергеем Кочаном с тех пор просто ближайшие друзья, потому что тогда ничего на Татышева не было, это было 5 лет назад, были только велодорожки и все. Никаких детских городков, ничего такого, была просто огромная территория с травой, единственное, что он мне пообещал, что они ее покосят, что она не будет по колено. Действительно, не было таких возможностей у Горспорткомитета заниматься целиком и полностью облагораживанием. Это происходило прямо по миллиметру. И буквально, мы с Кочаном и с Мосиенко проводили несколько совещаний прямо по логистике, откуда кто заходит, где появляется, куда проходит, как это будет выглядеть, это тоже очень важно. Потому что потом фестиваль стал расти, и я вот сейчас скажу статистику. В первый год, когда мы Зеленый проводили, у нас было 5 тысяч человек гостей, и для нас это казалось просто бомба, мы собрали 5 тысяч человек, которые все бросили, все свои дела, и пришли с ковриками, с какой-то элементарной закуской, и провели с нами целый день. Вы знаете, в этом году, когда Зеленый отметил свое пятилетие, мы собрали 60 тысяч человек. И в следующем году, я не знаю, как насчет экономики, общей ситуации, но планы у телекомпании собрать 100, и треснет или нет Татышев, это теперь большой вопрос. Потому что все любопытство по отношению к этому празднику, оно, конечно, просто нереально. Соответственно, с точки зрения менеджерских всех вещей, когда мы все решили, и даже я у ген.директора выпросила сколько-то денег, для того, чтобы это все происходило, осталось только решить вопрос с коммуникациями, и как это все можно раскачать, что бы хоть кто-нибудь с ковриком пришел. Но представляете, такая простая идея, прийти с ковриком, с семьей, с термосом, с какими-то легкими закусками, просто на поляну разуться и полежать, это была главная идея, которая захватила, буквально весь город. Нам осталось только придумать правила, кроме того, что мы собрали всех желающих, еще это каким-то образом стать соучастниками события, как соорганизаторами.
Мы придумали 5 правил, отличных от правил любого другого городского праздника на тот момент. Это действительно был семейный пикник, говорили мы, это праздник, где нет алкоголя, говорили мы, и прямо с тремя восклицательными знаками. Мусор нужно убрать за собой, говорили мы, и в течение всего рабочего дня фестиваля, и сейчас это тоже происходит, все ведущие всех программ, в буквальном смысле, берут мусорные пакеты и идут по поляне для того, чтобы продемонстрировать, что мы убираем мусор лично, для того, чтобы сподвигнуть людей не мусорить или убирать за собой, т.е. это такая идея была рабочая, которая была пущена в народ и она очень схватилась. И еще, детей можно брать с собой, и какое-то еще правило, я вспомню.
Давайте посмотрим видео, это Зеленый в 2014 году, посмотрите, как это выглядело на этапе пяти лет жизни.
[ВИДЕО]
В этом году фестиваль выглядел вот так. Это громадный, масштабный праздник, который сделан, абсолютно, никаким не ивент-агенством. а просто телекомпанией. У нас в холдинге наши коллеги, Авторитетное радио, тоже стали участниками и соавторами своей большой площадки, второй год они это делают. Какие нюансы есть в том, чтобы идея большого события, городского, другая, чтобы она стрельнула? Самое важное, чтобы каждый горожанин захотел быть именно вовлеченным. Разница в чем? Когда кто-то для тебя устраивает хоть что, по идее, спущенной сверху, вот так кто-то увидел, или вот так принято.. Все вот эти календарные праздники, все, которые мы знаем, так или иначе это будет одна и та же картинка: это сцена, выступление официальных лиц, потом какое-то небольшое награждение, приветствие и хоп, концерт художественной самодеятельности, и понеслась. И, как мы называем, эти кокошники просто с одной сцены на другую, начиная с Масленицы и заканчивая 9 Мая. В принципе, все делается по одной и той же схеме. И человек понимает, что просто, если я приду, ну собственно я это все видел, только банера перепечатали, напечатали другую дату. Поэтому, чем больше будет у организаторов желание, а второе, возможности вовлечения каждого жителя города в какой либо проект, чем больше у людей будут спрашивать “А чего вы хотите, а как вы себе это представляете?” И поиск каких-то коммерческих партнеров, даже соорганизаторов, что сейчас очень востребовано, потому что такая экономическая ситуация, когда на рекламные бюджеты просто напросто нет денег. А вот что-то помочь сделать, любая крупная компания делает с огромным удовольствием, они идут на встречу. Я даже просто по себе сужу, что мы всегда откликаемся, если мы понимаем, что концепция нашей деятельности, концепция того, что предлагается тем же управлением культуры, если мы это воедино сплетем, если мы поймем, что это действительно интересно нашим зрителям, и они будут участниками, а не просто зрителями сторонними, которые прошли, сделали соответствующие выводы и покинули территорию. Тем, наверное, вот эта городская среда позитивной будет максимально, потому что из ожиданий все превратится в дело, из пессимизма все превратиться в оптимизм, причем в оптимизм действия, когда в следующий раз ты хочешь что-то сделать лучше, причем не просто на это посмотреть а еще в этом поучаствовать.
Ну вот это такой пример нашей телекомпании. Кстати говоря, из прекрасных праздников, на мой взгляд, с одной стороны позитивных, а с другой стороны очень даже развивающих, и очень надеюсь, что это традиция. На днях в Питере отмечали день рождение Эрмитажа. Это просто невероятно поглощающая вещь, потому что ты как житель города, как гость чувствуешь каждой частичкой своего тела участие, причастность к этому процессу. Ну и потом все происходящее, которое просто ошеломляет, вот эти 3D картины, сделанные из коллекций Эрмитажа, они просто на здании огромным мэппингом, с прекрасной озвучкой директором музея, прекрасными и очень простыми словами, которые он в конце сказал “Давайте сохраним красоту, для того, чтобы она потом спасла мир.” Людям, собственно и делать ничего не нужно, просто прийти посмотреть, а уже вот эта соучастность чувствуется в каждом. И уже начинается фотографирование, отправляют везде в интернет, ставят хэштег Эрмитаж, и вот оно все расходится, расходится по всему миру, и все говорят “Вот там то, вот так то”. Кстати, у нас в Зеленом было то же самое, потому что информационное агентство на хэштег Зеленый, который в день проведения фестиваля бьет все рекорды по количеству упоминаний, информационные агентства связываются с нами “Что у вас там происходит, скажите пожалуйста, потому что такое количество упоминаний, этого просто так не может быть. Что это, что это такое?” И потом мы уже делали в этом году онлайн трансляцию, для того что бы всем было видно как это происходит.
Кстати говоря, очень много и наших коллег телекомпаний со всей страны стали проситься в гости, смотреть, как это телекомпания делает праздник. Обычная коммерческая единица. Все это понятно, люди вдохновлялись, говорили “Круто, круто”, но отмечали, что нет, у вас все таки есть Татышев, больше нигде нет такой возможности, ни в одном городе нашей страны. Татышев - это, конечно, круто. Томичи говорят, мы бы сделали легко, все что угодно, но у нас вот Татышева нет. Поэтому нам действительно повезло, что у нас есть остров Татышев, и сохранить эту атмосферу, Татышевскую равно Зеленый, это наверное большая задача. Поэтому мы не хотим никаких хэдлайнеров, мы никогда не будем делать выступления групп с ограждениями, с милицией, такие вот штуки, которые встречаются везде абсолютно. Нет, это должно быть, действительно, единение с этой травой, с этими сусликами, которые тоже участники полноценные всего происходящего, и это должно быть именно вот такое вот простое, родное, в чем ты можешь поучаствовать, а не просто прийти и посмотреть. Я, наверное, сбивчиво, и очень так чрезмерно душевно, потому что это какое-то количество лет было достаточно серьезным проектом в моей жизни, поэтому если что-то более конкретно вам хочется услышать, вы задавайте вопросы, я расскажу.
Кстати говоря, с точки зрения коммерческих и таких и нюансов, штучек, гарпунчиков, которые мы придумали и запускаем, не знаю, обидятся на меня ребята или нет, расскажу небольшую хитрость. У нас на поляне во время Зеленого, соответственно, конечно, мы приглашаем всех наших партнеров, приглашаем всех наших рекламодателей, вы видели, что уже который год не пропускают это событие ни один губернатор, ни мэр, все хотят потрогать это руками, увидеть, о чем же говорят, что это такое за Зеленый. Все приходят, и наш генеральный директор в бандане, все как нужно, как Чингачкук приветствует этих серьезных людей в пиджаках на несерьезной территории. И у нас запускается огромное количество фотографов на территорию поляны, во время самого Зеленого, и каждому фотографу дается инструкция, конкретно кого фотографировать, и какая фотография должна быть. И вот потом, к новому году мы делаем очень прекрасную вещь. У нас есть ответственный человек, который собирает все эти выражения лица, там попадают как раз власть, рекламодатели, партнеры, и к Новому году мы уже не ломаем голову, что им дарить. Мы делаем рамочки с травой, кладем туда фотографию этого человека, который был в прошлом году на Зеленом и пишем записку “А придешь в следующем году?”. И таким образом Зеленый западает уже в карту ожиданий, и уже все спрашивают “А будет Зеленый в 2015 году?” Вот, мы очень надеемся, что будет. Вот теперь я готова все что угодно рассказать подробней, или сплясать, если нужно.

Ведущий.
Сплясать обязательно, но это чуть позже. Большое спасибо. Ну а сейчас по процедуре, у нас положено после выступления докладчика, что бы высказались сначала эксперты, а потом мы переходим к вопросам нашей аудитории. Итак слово экспертам. Елена, пожалуйста.

Елена.
Хочется сказать спасибо Анне и всей команде за, действительно, фестиваль, который стал знаковым для города, и Красноярск теперь очень многие знают именно как место где есть такой замечательный фестиваль. И это прекрасно. И еще один очень важный момент, это то, что о чем Анна говорила, что организаторы сразу смогли задать вот эти правила поведения, и люди откликнулись на них. Очень часто, мне кажется, просто организаторы не задумываются о том, как люди будут себя там вести, не задают сами, и тогда стихийно складывается не совсем то, что бы хотелось, а тут получился такой позитивный пример, когда правила вписались, и люди действительно ведут себя, вроде бы те же люди, которые всегда где-то и грубят, а тут они все милые и добрые, и прекрасно себя ведут. Мне кажется у городских праздников есть такой большой риск поставить зрителя в иждивенческую позицию, и отсюда потом появляется “Удивите нас”, “А что вы нам еще покажете?” Тут тоже очень важная задача помочь зрителям присвоить этот проект. Из выступления я услышала, даже вот этот пример с уборкой мусора, это тоже один из способов вовлечь и заставить зрителей сделать этот проект своим. Вопрос есть у меня такой, нужно ли вообще стремится к увеличению количества, надо ли это?

Анна.
Это не запланировано. Просто мы в какой-то момент на третьем году поняли, что людей каждый год все больше и больше. К этому нужно быть готовым, потому что, исключительно и морально, и технически, это ответственность. Поэтому из года в год мы предполагаем, что людей придет все больше, и мы должны быть к этому готовы. Это вот только с этой точки зрения. То есть с другой стороны, вы поймите, мы же работаем, у нас же телекомпания, мы же не можем сказать с экранов телевизоров “А сейчас каждая квартира с четным номером выключает телевизор, а каждая квартира с нечетным номером, вот вы приходите на Зеленый”. Поэтому, конечно же, мы вещаем без остановки и приглашаем абсолютно всех. Кто-то сначала в нас не верил, поэтому не приходил, возможно, кто-то пришел в количестве одной семьи, а потом пригласил друзей из других городов. И такой пример сплошь и рядом, когда еще и друзья приезжают из соседних регионов посмотреть. Поэтому не запланировано абсолютно, что вот так растет, растет количество посетителей. С одной стороны, мы боимся очень опуститься в коммерцию, в гигантоманию, с другой стороны, еще раз говорю, нам хочется как раз… Мы и студию там ставим свою передвижную, и ведущие все общаются там на площадке, снимаются какие-то спец.проекты, т.е. мы хотим именно как люди из вот этой коробки говорящей прийти к своим зрителям куда-то, пообщаться с ними на вытянутой руке. Только из-за этого, из-за того, что их все больше и больше, желающих пообщаться с нами, конечно лучше нам, естественно.

Ведущий.
И сразу вот как Елена спросила про количество людей, сразу вопрос. Я в ролике просто посмотрел. А как вы посчитали количество людей, ну и, конечно, сусликов?

Анна.
Вы знаете, есть специально обученные люди в этом смысле, с одной стороны, это делает милиция всегда, потому что они ведут статистику логистическую, с другой стороны, вот когда мы снимаем видео на воздушном шаре, всегда делится картинка на квадраты и считается количество, это как любой митинг.

Ведущий.
Вы же представляете, что население города Назарово 45 тысяч человек, а у вас было 60. Это гигантское количество.
Анна.
Представляю конечно. Это гигантское количество, я согласна. Я и говорю, от этого ответственность только увеличивается, и какая-то внутренняя тревога, конечно, присутствует.
Как считали сусликов, я не подскажу.

Ведущий.
Слово Константину Юрьевичу

Константин Юрьевич.
Спасибо. Честно говоря, Елена сняла с языка практически все мои суждения, и даже вопрос почти про это, но поэтому я просто перестроюсь. Учитывая, что Анна душевный доклад сделала, я попытаюсь из этой душевности еще вытянуть то содержание, которое я почувствовал, и если позволит Анна, задам провокационный вопрос. Сначала про ощущения. Сюжет с ковриками очень быстро меня отнес к сюжету фильма с участием Эдди Мерфи “Святоша”, когда он, человек далекий от телевидения, поднял рейтинг каналу или магазину как раз на том, как мы относимся к друг другу, относимся к вещам.. И вот коврик на траве, это как раз практически тот сюжет, когда здесь и сейчас выходи с семьей на зеленую траву, и вокруг этого изменилось отношение людей. Так вот, ключевое содержание, которое я для себя почерпнул, мне очень близок по технологии ваш проект, ключевое содержание я увидел в том, что вы попытались вместе с участниками сформировать не только среду, но и нормы поведения. Но мне кажется, с такой динамикой роста численности участников от 5 до 60 тысяч за пять лет, должны меняться и технологии. Почему? Потому что сигнал, пронесенный с глазу на глаз, это один сигнал, сигнал в нашей аудитории один на 56 человек - это другой сигнал, а когда ты говоришь на 5 тысяч, и тем более на 60, это уже совершенно по-другому должны сигналы отправляться. Если же вы ставите задачу в проекте, чтобы сигнал проходил от человека к человеку, то это вообще еще более сложная социальная технология. Мы знаем, как зачастую, норма не только меняется, но и превращается в собственную противоположность, передавая от человека к человеку. Так вот у меня есть опасения, что может быть в какой-то момент нужно остановиться, вернее даже не опасение, а некое суждение, что в какой то момент для того, чтобы этот проект жил, нужно может быть даже где-то остановиться, и с одной стороны, в погоне за численностью, это раз. А второе, уже это вопрос Анна к вам. Не возникает ли у вас в этом проекте желание его передать жителям города Красноярска, чтобы они его могли уже дальше реализовывать самостоятельно, а вы стали либо партнером, либо экспертами над этим проектом, т.е. стать сторонним участником.

Анна.
Я поняла смысл вопроса, спасибо большое. Я сначала про технологии, про технологичность. Вы знаете, вот с динамикой численности наших гостей. Мы, конечно, как телевизионщики, этими технологиями владеем, в той или иной мере. Я сейчас качество не могу обсуждать, но тем не менее, т.е. последние два года Зеленый стал очень технологичен по работе с аудиторией, потому что в нашем специфическом деле это называется “Разбивание целевой аудитории на сегменты”. То есть мы ее сегментируем, и вот эти вот зоны на поляне, они действительно по сегментам привлекательности, интересны конкретной группе людей. Это - папам, это - малышам до 3 лет, это - уже ребятишкам до 12 лет, это - ребятишкам до 17, вся молодежь у нас всегда тусит на Авторитетном радио, потому что вот этот залп тысячи красок, конечно же никакая бабушка, дедушка или даже смелая мама туда не отправится. Честно говоря, мечтой всей жизни моего ребенка было попасть на залп тысячи красок. В позапрошлом году мы не смогли этого сделать, потому что мы работали в Хакасии, тоже прекрасный проект, культурный форум, и она работала волонтером там, и слезы крокодиловые лила, что там краски кидают, а она вот здесь в шатрах на Гладенькой. Вот в этом году я даже как приличная мама привела ребенка на залп тысячи красок, но убежала куда глаза глядят, что бы не попасть самой под этот залп. Поэтому все очень четко сегментируется, уже есть зоны лектория, есть лекторий, например, для подростков, лекторий для взрослых, с психологическим каким-то уклоном, с педагогическими вопросами и т.д., т.е. по воспитанию и здоровью ребенка. Это все распространено именно географически, рассредотачиваются люди по своим интересам, и более или менее этим еще управлять возможно. Как будет дальше, я не знаю.
По поводу идеи передать этот бренд, эту идею праздника или сам праздник городу, если честно, такой вопрос не поднимался. Мы обсуждали нюанс, вот как раз просто Стоп. Сделать стоп, что бы это было вкусным воспоминанием, но честно говоря, кошка же скребется, мы же все равно делаем, мы делаем это лучше всех других наших конкурентов, ее нужно немножко притушить, и все-таки действительно отпустить, потому что мы боимся, что ее кто-то подхватит и сделает не так, а тень бренда все равно на нас. Но в общем, все это авторские, знаете, когда сценарист отдает в работу свой сценарий для кино, спектакля, вот эта работа сценариста и режиссера, который говорит, “Ну вот тут подправь текст, а вот здесь сократи”, и автор сразу говорит “Я, ни строчки..., я все ночи не спал”, в общем это такие внутренние мучения. Потом, я признаюсь, с точки зрения праздника как технологии, мы конечно же растем сами по себе, внутри коллектива, хотя мы не ивент, мы телекомпания. С другой стороны, есть такой нюанс коммерческой составляющей этого фестиваля. Дело в том, что лето - это провал по продажам в любом телевизоре, реклама стоит, ноль. У радио продажи идут, потому что все едут на дачу, за город и слушают радиостанции, у них цена растет, и рейтинг растет, а у телевизора то нет. Все покидают свои диванчики, и у нас рейтинг очень низкий. У всех телекомпаний, у всего телевизора. Цена, соответственно, низкая, поэтому телекомпания не зарабатывает летом, абсолютно. И к какому-то году работы Зеленого, мы нашли баланс по тому, как закрыть какие-то расходы. Мало того что мы закладываем в бюджет расходы как коммерческая единица, достаточно большие, на проведение Зеленого, мы еще их и покрываем. Сейчас технологичность нам позволяет это делать. И каким-то образом мы выравниваем еще и летние продажи, т.е. мы этому научились. Вот дальше, это правда, уже такое раздумье, скорей всего мы склоняемся к какому то стопу, выдоху или трансформированию одного Зеленого в три локальных каких-то фестиваля чего-то по году. Может быть это будет и так. Сейчас, я еще раз повторюсь, экономическая ситуация… И кстати вот про общество, когда заговорили по поводу “Ну-ка удиви нас”, такой период сейчас. На своем пике общество преодолевает период развития потребления. Мы это никак не изменим, это просто нужно переждать. Вот сейчас перенасыщение пройдет, в любом жанре, абсолютно, в бытовом, когда нам хочется еще, еще, телевизор большего размера, кухонный комбайн еще с пятью функциями. В принципе, это никак на качество нашей жизни не влияет, но нам это нужно. И мы не можем с собой договориться, стоп, мы не можем себе сказать. Мы в этом смысле развиваемся, от бытовой до потребления эстетики, искусства, культуры и т.д. То есть мы такие, не хотим ни в чем участвовать, а мы ждем удивления, давайте, давайте. Так или иначе, этот период, этот этап развития нашей страны, он вот-вот закончится, экономика во все глаза нам подмигивает на эту тему. И как раз придется людям менять сознание и включаться в вовлечение, в процесс, там где ты ручками не похлопаешь, ножками не потопаешь, голову не включишь, ты уже ничего просто так не получишь. Вот этого, купить все, и еще лучшее место в партере, оно вот-вот уйдет. Поэтому, какие-то направления, с точки зрения крупных городских мероприятий или мелких мероприятий, вот как у нас промо поддержки, чуть-чуть зарабатывания, они будут другие, это показывает уже эволюция, так или иначе. Мы все участники этого этапа потребления, что делать, скажем честно, так и есть. Но оно пройдет, и все будет по-другому. Праздники будут другие, не будет денег, а будет желание, это же прекрасно.

Ведущий.
А сейчас мы переходим к вопросам нашей аудитории.

Гость.
Спасибо большое. К стыду своему, не была не разу на Зеленом, и вот решила сходить пока, вы надеюсь, не закроетесь, обязательно. На мой взгляд, это пример, скажем так, абсолютно выверенного социального проект несмотря на то, что он принадлежит, в любом случае, бизнесу. Это, соответственно, такой социальный бизнес. Замечательно, крайне приятное впечатление, обещаю, что приду. Вопрос вот какой. Не пытались ли оформить патент, и продавать франшизу?

Анна.
Я как директор фестиваля первых лет сразу же после первого фестиваля именно это предложение озвучила. Это бренд, который принадлежит ООО ТРК ПРИМА ТВ, и по факту пытались ли мы продавать его сейчас, ничего не могу сказать, ну буквально года три назад, еще нет. С предложениями просто перенять опыт, коллеги из других городов к нам приезжали.

Юрий.
Я хотел задать такой вопрос. Уже сказали, что действительно то, что произошло с фестивалем Зеленый, и то что у этого фестиваля есть такой замечательный лидер в лице вашей компании. Напугало меня, что вот вы уже несколько раз сказали, а мы уже подумывали такой, некий стопинг. Мне кажется, что если вот вы, телекомпания, а вы лидеры, то ответственное лицо, ответствены за тех, кого приручили. Если вы скажете стоп, то фестиваля больше не будет. Я представляю сразу этот страшный день, когда в один прекрасный выходной придет 60 тысяч, как слепые котята будут ходить на этом острове, не зная что делать, потому что никто не разрисовал им эту травку, куда встать, что делать. Мне кажется, что это не очень ответственно, по большому счету, если вы уже реально об этом подумываете, его надо кому то передавать, то есть реально должно появиться какое-нибудь коммерческое предприятие ООО “Зеленый”, и там появляется дирекция и все, вы ему передали патент и понеслось. Вот об этом вы думали?

Анна.
Нет. Я признаюсь честно, но нет. О технической передаче из рук в руки мы не думали. О том, что бы сделать Стоп, мы думали только с точки зрения ответственности, которая с каждым годом все больше и больше. Не надо забывать, что мы действительно не специализированное предприятие по поводу устроения таких вот огромных массовых праздников. В общем, пока это парадокс. я еще раз говорю, возможно это трансформируется в четыре годовых, по году мероприятий разбросанных, Зеленый как бы распочкуется, и бросит 4 почки. Я не знаю, честно, это пока для нас большая загадка. Фестивалю пять лет, это идея из общения четырех человек превратилась вот в такой гигантский масштабный городской праздник, на главной поляне города. Два года я не участвую как менеджер этого события. Какие вещи, эволюционные, у нынешней администрации Зеленого существуют, возможно, же и это коммерческая тайна, поэтому возможно, я даже и не уполномочена, а знала бы, может быть и не сказала вам.

Юрий.
Я на самом деле не про физическую передачу там, условно там наследственную Зеленого а про то, что ответственность. На самом деле вы уже взяли такую ответственность, бросать нельзя.

Константин Юрьевич.
Позвольте мне на правах эксперта вмешаться в вашу дискуссию. Мне кажется, сам посыл того вопроса, который Юрий задает, он во многом искажает саму суть и этого проекта, и тех подходов, которые сегодня начинает формировать эта среда. Анна несколько раз говорила про то, что мы не хотели бы, что бы граждане занимали патерналистскую позицию, веселите нас до такой степени, пока нам это не понравится. Чревато призывать к ответственности за тех, кого приручили, авторов этого проекта. И Анна практически на это ответила, что мы ровно на столько ответственны, что должны понимать, что когда-то должны сказать стоп. Именно для того, что бы этот проект, как проект сохранился. А уже ответственность людей, которым этот проект интересен, брать или не брать, подхватывать эту идею или не подхватывать, может не на Татышеве, а где нибудь в Бобровом логу или еще где-то, это уже ответственность тех людей, для кого этот проект стал дорог.

Анна.
Дело в том, что на наших глазах потихонечку идея пикниковости и использования скверов городских так или иначе, она ведь пошла в народ. Мы ведь прекрасно знаем рабочий сквер на Каменке, где мы два года уже Зеленый проводим, и ребята приходили к нам в гости, спрашивали как и что. И они все лето делают абсолютно в графике вот это лежание с разным времяпрепровождением: кино смотрят, фотосушка у них, что-то еще происходит. Освоение, это мысль как рабочая, она уже пошла в люди, так время проводится. Праздник все равно стал зерном этого позитива, люди этого захотели не раз в год, а, допустим, по субботам, и прикольно. Это в принципе, если задаться целью, у нас очень много мест для таких вещей. Уж чем, чем, но такими вещами Красноярск богат, начиная с Татышева, заканчивая скверами в городе, есть они, чтобы полежать на лужайке, легко можно найти. Даже во дворах сейчас прекрасные условия. Почему бы не устроить там любому ТСЖ в каждом дворе вот такие пикники, каждую первую субботу месяца, легко. Мамы вышли с термосами, папы со скакалками и все, собственно, происходит. Можно устроить. Так она уже точечно пошла идея в народ, все происходит. Чтобы прям так отдать ее официально, возможно, даже такие и поступали предложения, я не знаю.

Константин Юрьевич.
Если можно еще все таки вопрос, опять же связанный с теми нормами и правилами, которые вы транслировали в этот проект. Меня анонсировали как одного из организаторов еще других краевых проектов, культмассовых проектов. Допустим, на проекте ТИМ “Бирюса”, мы получили некие, такие социальные эффекты, которые никогда не планировали. Я как раз про типы отношений людей, которые там зарождались, ну в частности, допустим, благодаря голосу проекта ТИМ “Бирюса” сложилась традиция, когда потерянные вещи в течение нескольких минут, иногда часов, возвращались к исходному хозяину, и это стало нормой на Бирюсе, где никакие правила не были прописаны. Вот получили ли вы какие-то те эффекты, которые зародились благодаря не столько организаторам, сколько участникам этого проекта Зеленый.

Анна.
Да, это вот как раз работа, экологическое направление, самое главное, потому что остров Татышев, это наше богатство, действительно, не то, что в соседних регионах, во многих регионах нашей страны нет такого открытого пространства в центре практически города. Поэтому каждому человеку нужно еще раз напомнить, что это действительно богатство, и если мы не будем прикладывать усилия, вот нам хорошо и все, потому что бы это сохранить, долго это богатство богатством не будет. Поэтому вот эта работа по уборке территории, когда каждая телеведущая… Другое отношение для людей из жизни, простите что я так называю, к людям из ящика, немножко другое. Почему-то считают, что если человек попал в телевизор, и он там работает постоянно, что он какой-то особенный, он какой-то привилегированный, другой вопрос, что это не так, но тем не менее, специально мы поставили такую задачу, когда любой человек из телевизора берет этот мусорный пакет, грабельки, верхоночки и идет. И уже ребятишки выстраиваются за тобой в цепочку, тоже собирая, со своими мусорными пакетиками, собирая мусор вокру, чьих-то ковриков. Все это таким образом пошло. Потом у нас, по поводу, как раз потерявшихся, мы например для себя, сразу же на первом Зеленом решили - у нас никто не потерялся, у нас все нашлись. И когда плачущие дети, мамы, представляете, такая территория, и столько много людей, это понятно, что у нас есть и камеры, которые находятся на поляне, и телевизионные студии, очень много людей, которые возможно находятся вне зоны доступа звука, потому что большая очень территория. Но тем не менее, точно также, любая ведущая, все оснащены в этот день мегафонами, технически мы уже заряжены на гарнитуры, т.е. мы слышим друг друга. Это тоже пришло не сразу. Когда уже из трехгодовалого междусобойчика мы уже переросли в большой, действительно, коммерческий городской проект, мы уже, конечно, технологически обрастали всякими штуками. Ты просто берешь этого ребеночка или эту маму, и просто как человек из телевизора водит ее по этой поляне, и говорит “ У нас нашлась мама, сейчас нам необходимо найти ребеночка для этой мамы”. Это очень быстро происходит. Мы не говорим глаголы действия негативные, мы придумали в один прекрасный день, что мы должны говорить глаголы действия позитивные, и это пошло в люди, т.е. люди тоже приходят со словом “нашелся”, а не “потерялся”.
Вот это создает атмосферу, это тоже закладывается в правило, что вокруг тебя территория должна быть чистая - твоими руками, позитивная - твоим духом, и не потребительская, ты должен хотеть сам. Это, пожалуй на мой взгляд, самые яркие вещи, которые заработали и они очень востребованы.

Ведущий.
Итак, дорогие друзья, на этой оптимистической ноте, мы завершаем нашу сегодняшнюю встречу, прекрасно, что есть такой фестиваль, надеемся, что он будет жить еще долго, а может даже трансформируется в Зеленый, Желтый, Белый, Красный, по временам года. А пока, дорогие друзья, лекторий уходит на каникулы, всех с наступающим новым годом. До новых волнующих встреч.