Стенограмма лекции Печковской И. «Грантовые конкурсы»

Лекция состоялась 29 октября 2015 г. в выставочно-деловом центре MixMaх
Фото и видео лекции

Ведущая: Сегодня продолжает свою работу лекторий по гражданской культуре, и  для приветствия я хотела бы пригласить почетного гостя  мероприятия, а именно  заместителя руководителя начальника отдела программы общественного развития «Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края», Дмитрия Владимировича Мариловцева.     
Дмитрий Владимирович Мариловцев: Здравствуйте, сегодня я пришел так же  как и все - послушать  и обогатить свои знания, так как сегодня в нашем лектории  будут принимать участие  очень авторитетные эксперты, рассказывать не просто теоретические знания, а знания, которые они применили на практике.  Хотелось бы, чтобы сегодня все слушатели лекции отнеслись к полученным знаниям с практической стороны, так как они вам пригодятся.  Потому что сейчас вы начинаете сознательный  путь определения в жизни, и, если вы здесь, то часть своей жизни, образования, деятельности  свяжете с гражданским обществом. Что это такое, кто наполняет его внутреннее содержание, как взаимосвязаны эти понятия. Хочу пожелать вам сегодня  впитывать информацию , активно спрашивать у лекторов интересующие вас вопросы  и, по мере хронологии времени  нашего лектория,  для себя выяснять тот вакуум знаний, который вы пришли сюда заполнить. Спасибо за внимание, будем начинать работать.
Ведущая: спасибо вам за теплые слова и пожелания. У нас готов уже первый лектор – Ирина Печковская, генеральный директор КРОО «Общественных инициативы».  Она расскажет: «Как принять участие в федеральных, краевых, корпоративных грантовых программах». Пожалуйста, вам слово.
Печковская: Спасибо! Здравствуйте, дорогие друзья! Тема, которую я буду сегодня рассказывать, многогранна, и поэтому я постаралась уложиться в 40 минут. Но, сами понимаете, как говорят студенты: «Говорящего профессора только пуля остановит». О том, что я не успею рассказать в лекции, вы сможете проконсультироваться, если действительно будет необходимость. Я оставлю свои контакты. Кроме того, что я возглавляю общественную организацию, я являюсь руководителем ресурсного центра поддержки общественных инициатив в «Доме Офицеров». Мы работаем с командами, к нам можно обращаться, мы помогаем писать заявки на грантовые конкурсы различные. Сегодня первое наше знакомство, но в дальнейшем, думаю, оно продолжится.
Итак, мне хотелось бы познакомить вас с планом сегодняшнего семинара. Сегодня мы будем говорить о том, какие структуры предоставляют нам гранты и субсидии, как работать с положением и дальше все пойдет по положению. За основу для сегодняшней работы  я взяла положение о грантовой программе Красноярского края «Социальное партнерство и развитие». Но по критериям, поскольку здесь идет отсылка к грантам и субсидиям, мы с вами посмотрим критерии оценки, то есть чем отличаются критерии оценки в краевом грантовом конкурсе и в поддержке некоммерческих организаций субсидиями. Кроме того,  я думаю, что мы успеем добраться до бюджета,   и я вам расскажу некоторые особенности, чем все-таки отличается проектирование бюджета от просто заполнения грантовой заявки в разделе бюджет. Для начала мне хотелось бы у вас спросить, кто из вас ранее принимал участие в грантовых конкурсах. Есть такие? Один человек. Успешно?
Слушатель 1.Мы в этом году только подали заявку, еще пока не знаем результат.
Печковская: в этом году подали заявку. Ну, значит то, что я буду рассказывать, будет для вас, возможно, новым, возможно, вы знакомы немножко с грантовой деятельностью. Может быть в чужих проектах принимали участие. Есть такие, кто работали в чьих-то проектах? Тоже нет, замечательно. Значит то, что я сегодня подготовила пойдет вам на пользу.
Если вы внимательно следите за тем, что происходит по поддержке некоммерческих организаций, то вы наверняка знаете, что у нас есть  программа поддержки социально- ориентированных  НКО Красноярского края. Есть 509 постановление о проекте Красноярского края, внутри которого заложены разные программы, в том числе программа поддержки социального ориентированных НКО, которая и есть наш грантовый конкурс социального развития и несколько конкурсов субсидий. Субсидий для некоммерческих организаций, которые оказывают услуги другим некоммерческим  организациям и субсидии для некоммерческих организаций, которые оказывают услуги населению. Мы сегодня не успеем подробно поговорить о том, чем одна субсидия отличается от другой, но я думаю, что у нас на это еще будет время, потому что они объявляются друг за другом, не все в раз, поэтому, если будет необходимость, мы с вами потом пообщаемся по этому вопросу. Но если время будет, я постараюсь вам рассказать, чем одна субсидия отличается от другой, которая реализуется по Красноярскому краю, а сейчас  главные термины, которые мы с вами будем использовать, это гранты и субсидии.
Они отличаются друг от друга, и мы понимаем, что такое грант. Первое определение взято из конкурса «Социальное партнерство и развитие», но может немного отличаться. Я специально здесь убрала слова Краевой бюджет, потому что если бы эти слова остались, то это определение относилось бы исключительно к нашему конкурсу. А так оно, по сути, достаточно обтекаемое. Мы должны понимать, что грант – это денежные средства, предоставляемые не только на реализацию социальных проектов. Те из вас, кто занимается исследовательской работой, знают, что есть гранты на научно-исследовательскую работу, гранты для молодых ученых, стипендиальные гранты для студентов. Гранты бывают очень разные, но сегодня мы говорим о социальных проектах, поэтому формулировка такая. Субсидия от гранта несколько отличается, и деятельность по субсидии многим отличается. Субсидия субсидии тоже рознь. Мы понимаем, что субсидии бывают безвозвратные, бывают субсидии возвратные, частично возвратные, бывают субсидии, которые требуют софинансирования . Часто субсидии предоставляются по факту исполнения какой-то услуги. Но те субсидии, которые предоставляются по нашей программе поддержки социально - ориентированных НКО предоставляются сразу. То есть, когда вы подаете заявку на приобретение субсидии, в наши конкурсы, вы финансирование получаете сразу, а вот муниципальные субсидии  предполагают выполнение муниципального задания, когда по факту понесенных расходов вы получаете финансовые средства, после предоставления отчета.
Если говорить о том, кто может предоставлять такие финансовые подарки некоммерческим организациям, то это совершенно разные структуры. В первую очередь мы говорим о бюджетном финансировании, поэтому мы говорим, что это структуры в органах исполнительной власти, отвечающие за поддержку социально-ориентированных НКО. Это как федеральные органы исполнительной власти, так и региональные.  Допустим,  кто-нибудь из вас знает о конкурсе, о проекте социальных программ, который реализует Министерство экономического развития Российской Федерации? Не знаете.  Это федеральный орган исполнительной власти экономического развития. У него есть два конкурса: один распространяется на регионы, т.е. это конкурс программ поддержки социально-ориентированным НКО. В прошлом году наш край принял участие в таком конкурсе, и мы заняли первое место. Поэтому мы получили софинансирование на различные программы по поддержке социально-ориентированных НКО в нашем крае. Есть также конкурс, который они проводят для некоммерческих организаций. Это конкурсы для организаций, которые создают определенные центры для поддержки общественных инициатив или для поддержки других некоммерческих организаций в регионе. Как правило, это региональные и межрегиональные ресурсные центры. Они могут быть и тематическими, и многофункциональными, то есть  несколько вариаций таких центров. Фонды корпоративные и частные. Кто-нибудь сможет назвать   фонды, которые оказывают финансирование НКО или инициативным группам граждан на  социальные проекты?
Слушатель 2: Фронд Прохорова.
Печковская: Фонд Прохорова, они, как правило, стипендиальные конкурсы проводят. Есть фонд Елены и Геннадия Тимченко. Буквально два года назад появился у них замечательный конкурс «Культурная мозаика» на поддержку культурных проектов. То есть это такая конкуренция между двумя частными фондами, поддерживающими культурные инициативы – фонд Прохорова и Тимченко. Корпоративные фонды кто-то может назвать?
Слушатель 3: Фонд базовый элемент.
Печковская: Из корпоративных фондов  на территории края можно назвать фонд компании Русал, они реализуют сразу несколько  грантовых программ. Фонд компании НорНикель, которые реализуют несколько корпоративных программ.  Но корпоративные фонды, которые я назвала, работают исключительно в зонах своего присутствия. То есть, если мы говорим о компании НорНикель, то для Красноярского края это Норильск и все проекты должны быть реализованы  в городе  Норильске. Если мы говорим о Русале, то там все проекты должны быть реализованы или в городе Красноярск, или в Ачинске, Саяногорске. Отдельно я вынесла так называемые президентские гранты, потому что здесь есть своя специфика. То есть это те же самые деньги из федерального бюджета, но эти деньги сразу распределяются по так называемым компаниям операторов, как правило, это 5-6 общественных фондов, получающих определенные средства, которые они потом на условиях конкурса реализуют на грантовые проекты. Основной документ, в котором описывается все, что нам необходимо знать о конкурсе, это положение о конкурсе. Поэтому первое, что мы делаем, это изучаем положение. Вот у меня в руках положение о  конкурсе социальных проектов в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство и развитие» . Обращаю ваше внимание на 2016 год. Вот такой вот документ, в котором есть основные базовые понятия и основные требования, которые предъявляются грантозаявителю, то есть к организации, которая собирается писать проект на конкурс и получить грантовое финансирование.
Что же содержится в этом положении. Основные понятия, то есть что такое грант, кто такой  грантозаявитель, кто такой грантодатель. В некоторых конкурсах средства называются пожертвованиями, и тогда соответственно вы увидите понятия жертвополучатель  и жертвователь. Приоритетные направления, номинации конкурса, организации, которые могут принять участие в конкурсе, отражены в положении, сроки проведения конкурса, порядок участия, порядок рассмотрения поступивших заявок и порядок поступления грантов и субсидий. Все эти данные будут отражены в положении. То же самое, по сути, можно сказать и о субсидиях. По большому счету все эти положения отражаются в любой документации о конкурсе, потому что это основные базовые разделы, которые описывают то, какие права имеет организация, подающая заявку на конкурс,  какие она имеет обязанности, как должна действовать, когда она заполняет грантовую заявку.
Есть очень важная вещь –  это ограничения. Например, есть конкурсы для инициативных групп граждан,  есть конкурсы для физических лиц,  а есть конкурсы исключительно для организаций. Например, в том конкурсе, который  исключительно для социально-ориентированных НКО вы не можете принять участие как инициативная группа, если ваша организация не зарегистрирована именно как юридическое лицо. Вот такие есть ограничения. Например, если организация не зарегистрирована как юридическое лицо, она может принимать участие в конкурсе.  Ограничения по бюджету. Допустим, в нашем конкурсе есть проекты, которые финансируются на сумму сто тысяч рублей, пятьсот тысяч рублей, девятьсот тысяч рублей.  Если ваш запрос по бюджету больше, вы должны понимать, что все эти средства – это или ваши средства или средства ваших партнеров. Больше потолка этого вы прыгнуть не сможете. Есть ограничения по возрасту организации. Допустим, если мы говорим о конкурсе субсидий, если организация зарегистрирована и отработала по данному направлению не меньше года, то только тогда она имеет право принимать участие в конкурсе субсидий. Тематические направления.  Если миссия вашей организации не совпадает с тематическим направлением конкурса, вы не можете подать заявку на грантовый конкурс или конкурс субсидий. Всегда есть какие-то номинации. Вот допустим, если мы прочитаем наше положение, то мы увидим номинации. Но, по сути, наши номинации охватывают практически всю деятельность, поэтому сложно ошибиться. Если у нас есть какие-то идеи, мы обязательно в какую-нибудь номинацию попадем. Например «Социальная поддержка», «Здоровая семья, здоровый край», «Защищенное детство», «Гражданское общество» и т.д.  Это номинации нашего конкурса. Если, например, у меня есть идея проекта по здоровому образу жизни, в котором я предполагаю, что будут массовые спортивные мероприятия, презентации новых спортивных направлений, я смотрю и выбираю себе номинацию. Есть номинация «Здоровая семья, здоровый край». Если в моем проекте будут принимать участие молодые семья или, допустим, мой проект будет ориентирован на создание семьи. В общем если  такие направления в моем проекте будут биться на семью, здоровье семьи, здоровье детей, я буду писать в эту номинацию. Есть еще номинация «Наша Универсиада» и я может быть тоже как-то под нее попадаю. Если у меня, допустим, пока нет проекта, но есть идея поддержать детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, я смотрю положение и вижу, что у нас здесь есть номинация «Защищенное детство». Какие идеи проектов есть у вас?
Слушатель 4: Меня зовут Кирилл, у меня есть конкретная идея –  в деревне Грозный создать спортивную площадку в общественном месте для всех желающих .
Печковская: Я думаю для вас есть две номинации : «Здоровая семья – здоровый Край» и «Наша Универсиада». Есть еще какие то идеи? Будем надеяться, что они со временем появится. В нашу программу очень сложно не попасть, потому что у нас все направления деятельности охвачены. Но бывают такие конкурсы, например, у фонда Прохорова, где исключительно культурные инициативы, соответственно со спортивными проектами или социальной поддержкой мы туда не пойдем.  Здесь вступают в силу ограничение по тематическим направлениям. География. С нашей программой хорошо привести такой пример. В нашей грантовой программе вся деятельность по проекту должна быть реализована исключительно в Красноярском крае. В соседних регионах деятельность по проекту за деньги программы мы осуществлять не можем. Если мы берем корпоративные фонды, о которых я сказала, которые работают в зоне своего присутствия, также имеют место ограничения по географии. Ограничения по категории участников. Есть такие конкурсы, в которых могут принимать участие как некоммерческие организации, так и бюджетные учреждения, государственные учреждения, муниципальные учреждения. Например, в корпоративных фондах до сих пор поддерживаются проекты учреждений, а государственные конкурсы их поддерживать перестали. Они разделяют бюджет, который идет на финансирование деятельности некоммерческих организаций и учреждений и финансирование деятельности бюджетных учреждений. Соответственно, если мы говорим о конкурсе «Социальное партнерство и развитие» или о наших конкурсах субсидий по поддержке социально-ориентированных НКО, они так и называются – по поддержке социально-ориентированных НКО. Все финансирование в рамках этих конкурсов идет на финансирование проектов и деятельности некоммерческих организаций, вот это и есть ограничения по участникам.  То есть где-то участие может принимать определенная категория, а где-то нет. Как правило, не принимают участия в грантовых конкурсах политические партии, религиозные организации. Исключение – конкурс православных инициатив.  То есть нужно обязательно внимательно читать положение конкурса и обращать особое внимание на ограничения.
Итак, в положении о грантовом конкурсе или в положении субсидий всегда есть предложение по форме заявки. Любая заявка всегда начинается с позиционирования команды. Я выделила три основных момента, которые вы должны отразить в заявке, для того чтобы эксперты понимали, с кем они имеют дело. Первое, очень важно правильно показать свою команду. Ваша команда – это ваше лицо, причем как человек не только как руководитель, но и эксперт, могу сказать, что большое значение имеет то, как вы красиво про команду напишите. Понимайте, что когда вы пишете про команду, вы получаете доп.балы, это оценят эксперты. Но если вы написали про команду красиво, когда начали работать, а команды на самом деле нет, а вы в одном лице руководитель проекта, вы сами поймете насколько это сложно работать , когда рядом нет крепкого плеча рядом. Социальные проекты на то и социальные, что все тяготы лягут на руководителя, очень много будет ответственной работы и, конечно, для этого нужна команда хороших специалистов. Потом в разделе «риски» мы поговорим о том, что может случиться, когда вы неправильно подобрали команду для проекта. Для того чтобы эксперты понимали, кто эти люди, реализующие проект, вы должны как можно подробнее написать про них в своей заявке. Что субсидия, что грантовый конкурс, большое внимание экспертами уделяется профессиональному направлению проекта. Поэтому, когда вы описываете команду, конечно, здорово, что вы пишете, ч то ваша организация реализовала столько-то проектов, у нас такой колоссальный опыт, когда эксперты понимаю что у вас за плечами уже не один конкурс, вы точно можете справиться с проектом. Но большое значение имеет, насколько профессиональна ваша команда. Например, у меня был замечательный проект на оценку, когда команда были описаны как повар, водитель и т.п., а проект предполагал работу с детьми. В таком случае по заявке я вижу, что эти люди не способны профессионально выполнить проект. Но вполне возможно, что эти люди имеют и проф.навыки работы с детьми, вот об этом и надо писать. То есть если ваш проект направлен на развитие массового спорта, вы должны отразить всю спортивную составляющую своей команды: кто эти люди, кто будет работать. Если ваш проект направлен на развитие культуры, вы должны обязательно показать творческие достижения, все навыки вашей команды, которыми вы сможете поделиться с охватываемой проектом группой.
Далее, ресурсы организации. Мы уже говорили о том, что обязательно есть позиция по софинансированию, соответственно вы должны обязательно показать, что организация способна этот проект реализовать в том случае, если вы получите неполный объем финансирования, например, ну и в принципе, что вы организация, которая обладает ресурсами, а не просто пришла и решила с нуля на ровном месте реализовать  социальный проект. Если вы подаете на грантовый конкурс, там может быть объем финансирования меньше, у частных корпоративных фондов от 15 до 25 процентов должен быть свой вклад. По субсидиям тоже 25 процентов. В социальном партнерстве 10 процентов собственный вклад. Вы должны понимать, что когда вы пишите проект и когда формируете бюджет, из той суммы, которая на проект должна быть потрачена,  10 процентов должны быть вашими. Не обязательно это финансы в чистом виде, это могут быть материальные ресурсы, добровольный труд, но вы должны все это оценить в деньгах и поставить как собственный вклад. Поэтому, когда вы описываете свою организацию, кроме того, что у вас есть замечательная команда, которая действительно наполнена профессионалами в той области, куда подаете проект, кроме того, что у вас есть опыт управления проектом, если он есть, вы должны еще написать, что в организации имеется в качестве ресурса. Возможно, у вас есть собственный сайт, какое-то периодическое издание, волонтеры, которые помогают вам в проекте, помещение, которое вы можете использовать на безвозмездной основе, какое-то оборудование – это все надо описывать. Описываете вы только то, что вам пригодится в проекте.
Партнеры. Мы понимаем, что партнеры в проекте это наше все. Потому что действительно не всегда наши желания совпадают с возможностями грантовых программ. Мы должны четко понимать не только кто нам нужен как партнеры в нашем проекте, но зачем они нам нужны. Организации, которые являются вашими поставщиками, которые предоставляют вам услуги за деньги – это не ваши партнеры. Партнеры – это те организации, которые работают с вами на безвозмездной основе, например безвозмездное предоставление помещения, оборудования, услуг.  Есть еще понятие спонсоров – это организации или частные лица, которые предоставляют вам финансовые средства, а взамен получают от вас рекламу. Вы должны понимать, кто вам действительно нужен.
Нужно проектировать проект и тогда у проекта будет не одна жизнь по одной грантовой заявке, а может быть много жизней в разных конкурсах. Для этого его нужно спроектировать, и, когда вы будете считать бюджет, вы поймете, что ваших средств, тех которые имеются у вас и которые может предложить вам грантовая программа, вам может быть не достаточно. И тогда вы понимаете, чего вам не хватает, каких ресурсов нет у вас самих, и тогда вы понимаете, какие партнеры вам нужны.  Тогда вы уже будете договариваться с теми организациями, которые могут безвозмездно помочь вам в реализации вашего проекта.  Еще раз скажу, что мы пишем в заявке не только партнера, но обязательно пишем, какую функцию выполняет этот партнер.
Следующее. Любая практически программная часть заявки начинается с анализа проблемы. Есть такой критерий – актуальность проекта, которая оценивается в разделе проблематики. Эксперты читают этот раздел и понимают насколько то, что вы делаете, будет необходимо той территории, в которой проект реализуется. Когда вы описываете проблему, вы должны понимать четко несколько вещей: первое –  то, что вы будете делать в проекте и та проблематика, которую вы отражаете, должна быть проблематикой только той территории, в которой вы будете работать. Вы можете написать о российских или мировых тенденциях,  но экспертам больше интересно, насколько та проблема, которую вы пишите, имеет отношение к той территории, где вы будете работать. Мы говорим о том, что социальный проект должен решать проблемы, которые не придуманы и не привнесены на территорию, потому что есть деньги именно на эту тему. Он должен решать те проблемы, которые реально есть на вашей территории. Экспертам должно быть понятно, что вы тоже эксперты, что вы взялись не просто так за эту область, что вы тоже видите, а то, что вы видите, будет подтверждаться статистикой. То есть если вы написали цифры, эксперт будет понимать, что вы что-то хотя бы почитали, что-то где-то сравнили. Кроме статистики вы можете написать, и это будет очень правильно,  про  другие организации, которые занимаются этой темой. То есть вы должны написать, что вы их знаете, готовы к партнерству или, допустим, видите новый вариант решения данной проблемы.  То есть статистика, знание территории и тех, кто так же занимается решением этой проблемы, обязательно.
Дальше мы переходим к заголовку «Проблема-Цель». Переходим к формулированию цели. Цель – это всегда решенная проблема. Если, допустим, у нас есть проблема – отсутствие горячей воды. Какова будет цель? Сделать так, чтобы горячая вода появилась. Соответственно никогда не может быть наоборот. Если вы пишите, что проблема у вас – это массовое курение на улицах, то какова будет цель этого проекта?
Слушатель 5 : чтобы, допустим, люди отказались от курения.
Печковская: А у вас какое будет предложение?
Слушатель 6: меньшее количество курящих.
Печковская: Уменьшить количество курящих на улице. То есть, если мы говорим о том, что очень много людей, курящих на улице, а наш проект будет посвящен тому, чтобы уменьшить это количество.  Внутри этого проекта возможно и создание зон для курения, пропаганда против курения, но цель должна соответствовать нашей проблеме. То есть цель и проблема – это по сути одно и то же. Цель с плюсом, проблема с минусом. Было плохо  - стало хорошо.
Далее. Когда мы правильно описали проблему, мы нашли статистику, нашли подтверждения тому, что действительно у нас все так происходит, совет: пожалуйста, не сгущайте краски. Иногда мы читаем  проекты и в этих проектах настолько все страшно написано: «В нашем районе невозможно входить в темные подъезды, так и жди, что ударят по голове из-за угла». То есть не надо нагнетать, надо писать реальную ситуацию, но с пониманием того, что происходит и как с этим надо бороться. Лучше всего, когда в этом маленьком разделе проблематики в конце у вас будет строчка о том, что ваш проект как раз поможет эту проблему решить так-то и   так-то, чтобы это было такое заключение. Потом сформулировали цель, отталкиваясь от проблемы, далее идет постановка задач. Задачи – это, как правило, формулирование того, что мы будем делать . Проект мы разбиваем по блокам: что нам необходимо сделать для того, чтобы цели достичь. Таким образом, у нас получаются задачи. Задачи – это всегда результаты. То есть может быть, допустим, в нашем проекте задачи: разработка программы поддержки адаптивного спорта. Допустим программы не было, мы решили ее разработать. Внедрение программы по адаптивному спорту. Создание или формирование команд, которые будут принимать участие, или формирование контрольной группы, которая будет работать в этой программе, по которой мы будем смотреть есть у программы результат и так далее. Несколько этапов работы нашего проекта, внутри которых будут еще какие-то мероприятия,  это и есть наши задачи. Очень часто в наших проектах наши задачи похожи на цель. Для того чтобы четко разделять что такое цель и что такое задачи, обратите внимание на то, как сформулированы задачи. Задачу лучше начинать с глагола и глагол должен быть побудительным. То есть «создать», «организовать», «сформировать».  Так же неплохо, если в задаче будут цифры, например, сформировать не менее пяти таких-то групп, организовать не менее пятнадцати спортивных мероприятий в пяти территориях Красноярского края. При такой формулировке будет точно понятно, что вы хотите сделать.  Каждое отдельное мероприятие вы будете как мероприятие потом описывать. Если задачи сформулированы таким образом, то результаты у нас будут ровно то, что захотели. То есть захотели создать – программа создана, захотели группы сформировать –  группы сформированы и сформировано не менее пяти групп по двадцать человек. Хотели соревнования провести – соревнования провели. Потом, если вы понимаете, что у вас есть какие-то промежуточные результаты по каждому мероприятию, вы можете эти результаты в плане отразить. Можете написать отдельно результаты для целевой аудитории, для организации, для местного сообщества. Тогда эксперту будет понятно, что вы имеете представление  о том, что результаты имеют какое-то конкретное соотношение к какому-то мероприятию и направлены на определенную категорию.
Двигаемся дальше. У вас вопросы возникают какие-то? Давайте сразу вопросы.
Ведущая: давайте я передам микрофон, чтобы было слышно, поднимайте руки.
Слушатель 7: если проект, например, образовательный, может ли задача звучать следующим образом: «в рамках такого-то направления образовательного проекта провести занятия по социально-бытовой направленности для дома-интерната». То есть у меня проект, я сейчас хочу понять, правильно ли я сформулировала. Например: в рамках социально-бытовой адаптации образовательного проекта провести занятия по кулинарному направлению или еще что-то. Вот это может быть? Правильно ли звучит или нет?
Печковская: Ну, я еще раз говорю, что задачи они более общие все-таки. Поэтому если у вас цикл таких занятий по кулинарии, то вы можете писать: организовать цикл мероприятий на таком-то направлении. Если вы будете каждое отдельное мероприятие в задачу переносить, то у вас может получиться задач миллион, а их должно быть максимум пять. Четыре-пять основных задач, внутри которых будут  отдельными шагами мероприятия прописаны, а если это цикл, то цикл можно писать.
Слушатель 8: у меня такой вопрос. Является ли проект социальным проектом, если ты получаешь с него прибыль?
Печковская: Это будет социально-предпринимательский проект, если там была прибыль.
Слушатель 8: то есть допустим хочу я фитнесс-центр. Могу я подать на категорию «развитие спорта»?
Печковская: Если это фитнес -центр будет работать бесплатно для посетителей, тогда будет, но мы должны понимать, что этот проект в любом случае должен побуждать людей на какую-то деятельность. То есть чем отличается проект от услуги? По сути, вы сейчас говорите про услугу, фитнес-центр – люди приходят, занимаются спортом, улучшают здоровье. Это будет проектом, если у него будет цепочка взаимосвязанных событий. Проект всегда носит инновационный характер, это всегда стартап. Но не всегда как в бизнесе, где я захотел создать свое дело и не важно я сапожник или я портной. В социальном проекте стартап это то, что в принципе возникает впервые. Или возникает, по сути, впервые на этой территории. Например, полет Гагарина в космос – это проект, проект Королева и его команды. Потому что до этого это никто не делал. А после этого это уже стало системной деятельностью. Кроме вас в Красноярске масса других фитнесс-центров. Если ваш будет чем-то отличаться, кроме того, что это будут бесплатные услуги, если там будет цепочка каких-то взаимосвязанных событий, которая поможет вам отработать что-то вновь – это будет проект. Например, это будет проект в рамках универсиады, и внутри него будут позиционироваться несколько фитнесс-групп, которые будут готовить девочек-болельщиц, например. Здесь нужно подумать. Любой проект отличается тем, что впереди идет идея. Чем мне нравится работать с общественниками, в отличии от людей, которые работают в бюджетных учреждениях, так первые приходят всегда с идеей. Они приходят и говорят: «Вот я хочу вот это сделать». Они не говорят, что хотят купить нам шкаф, ноутбук и т.п. когда приходят НКО, они говорят, вот что бы мне такое сделать, чтоб моя бабушка завтра в космос полетела. Вот разница колоссальная. Так вот проект – это всегда в первую очередь идея,  которая при том не дает ни спать, ни есть. Если вы не читаете всякие положения, не вымучиваете, а вас она просто рвет на части, и вы не можете это не сделать, это будет настоящий социальный проект. Я хочу вернуться и все-таки ответить на вопрос. Что такое социальный проект – это все что происходит в социуме. Вот война - это социальный проект? Почему? Ситуация меняется, когда война начинается? Меняется. Есть люди, заинтересованные в том, чтобы эти действия осуществлялись? То есть определенная целевая аудитория в проекте, ситуация поменялась, есть благополучатели? Обязательно есть люди, которые заработали на этой войне. Чем не социальный проект? Абсолютно  социальный проект, только мы с вами говорим о позитивных практиках, а это негативная практика. Вот мы с вами как раз рассуждаем о тех проектах, которые нашу жизнь к лучшему меняют.
Слушатель 9: то есть если покупаешь билет – это уже не социальный проект? вот допустим в парке Горького уникальный аттракцион.  
Печковская: У вас должна быть цепочка каких-то событий, в ходе которых должен возникнуть уникальный аттракцион. Вы сейчас говорите про какие-то сервисы.  Все эти сервисы могут быть внутри проекта. А проект про что?
Слушатель 9:развитие экстремального спорта, возможно, в Красноярске.
Печковская: Возможно развитие экстремального спорта, хорошо. Тогда надо подумать, как вы хотите его развивать, и тогда уже мы с вами поговорим о том, что будет внутри.
Слушатель 9:хорошо, спасибо.
Печковская: Двигаемся дальше, у нас времени практически не осталось. Механизм реализации проекта. Здесь я вынесла, что необходимо писать. Вот, что очень важно и очень кратко. Каждое мероприятие отражается в нашем плане, но эксперту необходимо понимать механизм, то есть то, как это все будет происходить. Поэтому когда вы эту часть игнорируете, заполняя только план,  эксперт, конечно, увидит кто ответственный, результаты по мероприятию, но то, как это будет происходить,  у него картинка не нарисуется. Поэтому кроме того, что есть в орг.плане (это и сроки, и место проведения), нужно точно понимать кто такие участники, как вы их привлекаете, сколько их будет человек, как вы будете информировать о проекте и где мероприятие будет проходить. В общем все вот такие моменты, которые показывают содержание, должны быть. Я написала примерные программы, это не обязательно то, что вы должны писать, как допустим, программа семинара, там может быть просто написано, что внутри семинара будут такие-то темы, то есть не обязательно расписывать все по часам. Экспертам будет понятно, если вы тематически все напишите. И обязательно по каждому мероприятию должен быть показан результат.
Вот наш замечательный орг.план. Обращаю ваше внимание на то, что в «Социальном партнерстве во имя развития» есть отчетность по каждому проекту, и именно поэтому в орг.плане есть колонка: срок предоставления отчета. Правило такое: когда вы реализуете мероприятие, в течение 7 дней вы должны написать краткий отчет и разместить его в личном кабинете на сайте программы. Отчет может быть как описательным, так и фото-отчетом. В источниках информации пишите то, чем вы подтверждаете, что мероприятие состоялось: списками, программами, анонсами.
Еще очень важная вещь, на мой взгляд. Иногда люди пишут фамилии, но тогда по фамилиям должна быть расписана ваша команда.
Очень хорошо из орг.плана экспертам видно, насколько хорошо вы представляете механизм реализации вашего проекта. Потому что, во-первых, здесь должны быть сроки мероприятия. По срокам мероприятия должны быть удержки, так как когда вы пишите проект, вам не всегда очень точно понятно, в какую дату именно вы что-то будете проводить. Исключения, конечно, праздники. Когда вы не уверены в дате, сможете ли вы договориться с помещением или тренером, то вы пишите период с такого-то по такое-то число  определенного месяца у нас пройдет такое-то мероприятие. Далее по результатам. Результаты – это, как правило, цифры. Сколько людей было на мероприятии, сколько брошюр выпустили.
По бюджету. Осталось практически два слайда, хочу обратить ваше внимание на то, что бюджет – это очень важная штука. Хочу вас напутствовать. Когда вы будете писать проект, никогда не заполняйте формы бюджета, которые предлагаются в проектах. Потому что эти формы – это сводный бюджет. Для того чтобы написать правильный бюджет и понимать, что у вас есть и что вам надо, надо делать смету на каждое мероприятие отдельно.  Первое, что вы должны понимать – что из себя представляет ваш проект. Вы видите, что в вашем проекте есть определенные блоки, какие-то мероприятия, вы нарисовали общую картинку и вы понимаете, что в ваше проекте должно быть, допустим, 4 семинара, одни соревнования и одна презентация. Вы выписали все мероприятия и под каждое из них отдельно вы должны сделать смету.  Вы понимаете, что на любое мероприятие нужны ресурсы. Например, наш сегодняшний семинар. У нас есть помещение, у нас есть вода, у нас есть оператор с кинокамерой, у нас есть ноутбук – все эти ресурсы вы пишите. Если у вас 15 семинаров, вы переписываете все, что необходимо 15 раз. Потом вы смотрите, есть ли ресурсы, которые не возобновляются? Например, раздаточные материалы. Вы раздавали на семинарах ручки, блокноты, печатали что-то. Соответственно на все это вы что-то потратили. Вы это все должны посчитать, учтя, сколько человек, допустим, будет присутствовать на каждом семинаре. Есть такие ресурсы, которые возобновляются.  Т.е. которые переходят от одного  мероприятия к другому. Нам ведь на каждый семинар не нужен ноутбук? Вот у нас один ноутбук и есть. Соответственно мы его сняли и пошли на другой семинар. Если у нас работает несколько команд, есть у нас такой коллоквиум социальный проектов, где параллельно работает пять тренеров и соответственно каждому нужен ноутбук. Тогда мы считаем, что нужно пять ноутбуков на один семинар. После того, как вы написали на каждое мероприятие смету, вы начинаете сводить в общие позиции в тот самый бюджет, который у нас есть в грантовой заявке, сводить все ресурсы в так называемые категорированные. Что из того, что нам необходимо, нужно убрать в раздел аренда, что мы отнесем к командировочным расходам, если наши семинары выездные, у нас есть позиция заработная плата, мы понимаем что есть люди, которые в проекте работают, например, руководитель, какой-то координатор или менеджер, и тогда заработную плату мы считаем по месяцам, т.е у нас есть какая-то ставка, мы учитываем что полный рабочий день это 8 часов, а в проекте он может работать где-то 10-20% от рабочего времени. Мы ведь с вами не безработные? Где-то мы работаем, учимся и допустим по два часа мы уделяем проекту. Тогда эти 2 часа это часть от восьмичасового рабочего дня. Мы указываем среднюю заработную плату, допустим, соц.работника или менеджера, указываем занятость в проекте и высчитываем, какая заработная плата будет у сотрудников. Если мы привлекаем специалистов, тогда у нас будет указана стоимость одного семинара. Или если возникнет, например, необходимость в услуге по разработке какого-то логотипа. Тогда это будет разовая услуга, то есть три раза мы нуждались в судействе на соревнованиях – три раза мы заплатили привлеченному судье. То есть все это два разных типа заработной платы.  Одно – тем, кто в проекте от начала до конца и мы закладываем им заработную плату ежемесячно, второе-  это люди, которые работают от случая к случаю и получаю гонорары. Вопросы?
Есть два раздела, которые мы, как правило, пишем всегда впопыхах и никогда не думаем о конце. Мы и так писала бюджет на коленке, а тут еще какой-то анализ  рисков. Вот это очень важный раздел. Я вам рекомендую такое упражнение, оно называется «мальчиш-плохиш». Когда вы пишите проект, со своей командой сядьте и сделайте это упражнение. Вы должны прочитать свой проект и написать  на бумажке, что вы можете сделать, как человек сторонний, для того, чтобы проект развалился. Все это будут ваши риски. Риски могут быть очень разные. Может быть с адаптивным спортом, экстремальным спортом, проектами с детьми и людьми с ограниченными возможностями. Может быть нормативно-правовая база быть  таковой, что она помешает реализовать проект.  Может она, допустим, быть недостаточной или устаревшей, и вы не сможете работать с добровольцами, например. У нас закон о добровольцах появился всего 5 лет назад, до этого его не было в таком вот виде и сложно было работать с добровольцами в проекте. Это не весь, это очень маленький перечень того, что может случиться. Могут быть катастрофы, природные катаклизмы, могут просто не прийти люди, может быть просто плохая погода. Самая распространенная ситуация, которая может произойти, но которой почти никогда не бывает в рисках – это смена руководителя проекта или смена части команды, например. Люди которые делают проект – они носители его смыслов. Люди, которые приходят, зачастую не являются носителями подобных смыслов, не являются приемниками. Очень редко, когда так случается. Малотого, что вы будете просто предвидеть подобную ситуацию, вы должны предполагать что вы будете делать, если это произойдет или снизить эти риски к минимуму. И развитие проекта. Развитие проекта -  это его институционализация. То есть, чтобы он стал устойчивым, чтобы в дальнейшем он мог работать без грантовых денег. Вы должны понимать, что вы дальше будете с ним делать.  Ну вот, наверное это все, что я хотела сегодня вам сказать. Вот эти критерии оценки вы сможете увидеть на сайте нашей программы. На сайте есть книжка Гуреева по критериям, там очень доходчиво описано, по каким оценкам эксперты будут вас оценивать.
Слушатель 10: если нет опыта в проектной деятельности, проект обречен на провал?
Печковская: Вовсе нет, я же говорю, если ваша команда профессиональна, ваш проект не может быть обречен на провал. Участие могут принимать и организации, которые созданы сегодня, надо смотреть ограничения, главное, чтобы они были юридическими лицами со всеми документами.
Ведущая: еще вопросы есть? Вопросов больше нет.
Печковская: Ну что ж, я желаю, чтоб вы все-таки попробовали себя в социальном проектировании, это действительно очень интересно и вообще это очень эффективно. Потому что любая деятельность, когда она ложиться в соц.проект, всегда становится вам более понятной. Для того, чтобы вы достигли хороших результатов, во-первых, вы должны  все, что вы придумали написать на бумаге, во вторых вы должны попытаться это кому-то прочитать и пересказать, а в-третьих – вы должны попробовать это сделать.  
Ведущая:  Спасибо большое, а мы напоминаем, что если вдруг у вас возникли вопросы, вы можете посмотреть видео-версию наших лекций, которые сегодня проходят на сайте www.lektor.gokrk.ru.