Лекция состоялась 18.04.2013 в г. Красноярске.
Подробная информация, фотоотчет, видео и аудиозапись лекции - по ссылке
Подробная информация, фотоотчет, видео и аудиозапись лекции - по ссылке
Гуреев Константин Юрьевич
Добрый день! Мы продолжаем наш краевой лекторий по развитию гражданской культуры в Красноярском крае. Вы знаете, что проходит этот лекторий в рамках целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержке социально экономических организаций» на 2012-2014 годы. Лекторий проходит не первый год, и уже в этом году вторая лекция, в ней принимают участие международные эксперты, эксперты, приехавшие из не только из Европы, но и из Нового Света. Я с удовольствием представляю представителей некоммерческого сектора таких стран как Швейцария и Колумбия, приветствуйте, пожалуйста, Нельсон Энрике Перис представляет сегодня Колумбию, и Мишель Жанбуркен представляет сегодня общественную организацию «Целебраль» из Швейцарии. Кроме того, сегодня будет ещё один гость, правда в виртуальном формате, он выйдет к нам на связь, это исполнительный директор ASA-Valais из Швейцария, Оливье Саламин. Это очень интересный человек, он принимал участие в социо -культурном форуме «Социальный калейдоскоп» здесь, в Красноярке, но сегодня он выступит с приветствием как я говорил в виртуальном формате. Мы начинаем нашу лекцию.
Видеоинтервью, Оливье Саламин
Ваша организация существует 53 года, если мерить десятилетними шагами, как можно охарактеризовать каждый шаг, начиная с 1 и до последнего, ваше отношение с государственными органами. Как все эти годы они вас поддерживали?
Первый шаг характеризуется тем, что наши руководители боролись за собственные права существования, они долго просили и мало получали реакции от государства. Второй шаг характеризуется началом сети, разные ассоциации родителей между собой объединялись для того, чтобы голосом дальше бороться за собственные права за государством. Третий шаг характеризуется началом финансирования государством наших услуг в виде субсидий, они выплачивали деньги в зависимости от того, чем мы занимались и каких результатов достигали. А последний шаг - этот тот, через который проходим сейчас, это последняя революция в отношении нашего государства, когда они уже нам делают мандат, и мы предоставляем услуги на этот же мандат и выплачивают деньги только по получению конкретных результатов по конкретным категориям людей. Последний шаг, который открывается только что, где мы возвращаемся опять к борьбе за права существования последнего шага, за то, чтобы услуги, которых мы достигали, за последняя время выплачивания государства, чтобы их не сокращали.
Кто определяет, какие услуги в настоящий момент будут в приоритете? Каким образом вас выбирают – организации, которые будут вас поддерживать, и на каких условиях?
В основном информация идет от всех существующие коммерческих организаций, которые по ходу своей деятельности собирают информацию о потребностях населения и передают ее государству. И потом государство - в каждом регионе по разному - определяет собственными силами, какие именно услуги по сравнению с существующим финансированием они могут оказать. В нашем кантоне Валле мы проходим через пилотный проект, где образовался некий Центр анализа социальной информации, который получает от всех НКО информацию, перераспределяет ее по учреждениям и дальше по ассоциациям, которые предоставляют услуги. То есть вся информация идет именно в это бюро, которое изучает ее и определяет приоритеты для государства.
Бюджет вашей организации в части поддержки от государства - это только финансирование ваших услуг или есть другие возможности, которое вам дает государство, чтобы вы развивали какие-то новые услуги, новые направления своей деятельности?
На сегодняшний день всё финансирование, которое идет от государства, предназначено только для предоставления услуг по определенным категориям, которые мы обговорили с государством при утверждении бюджета. Если у ассоциации есть интерес в развитии других видов деятельности, тогда они должны дополнительно искать спонсоров, доноров, искать другие источники финансирования в зависимости от динамики самой ассоциации, но ни в каком виде они не могут получить дополнительные деньги от государства для дальнейшего развития не предусмотренных видов деятельности. Контроль над расходами от государства становится все строже и строже, от нас требуется всё больше отчетов, где указывается конкретный номер конкретного получателя конкретной ассоциации для конкретных услуг, и надо всё письменно доказывать и со ссылками и расчетами. Для того, чтобы получить эти деньги, надо сначала отчитаться.
То, что вы сейчас сказали, требует достаточно больших организационных, административных расходов. Скажите, пожалуйста, эта часть расходов тоже указывается в финансировании услуг вашей организации, или вы каким- то другим образом считаете, закладываете деньги в ваш бюджет?
Вообще часть административных расходов входит в бюджет по предоставлению услуг, по договоренности с государством, а остальная часть выплачивается нашими членами организации, нашими бенефициарами. Все получатели нашей помощи, они тоже являются членами нашей орагнизацию, и они тоже выкладывают свои членские взносы в нашу организацию, и часть расходов выплачивается такими деньгами. Примерно 30% нашей деятельности, нашего бюджета уходит на административные расходы. Мы следим, чтобы было некое равновесие между административным расходами и оперативными расходами, пытаемся, чтобы административные расходы не превышали даже на полпорядка оперативные расходы. Наши ассоциации все больше и больше вынуждены работать как предприятия, именно для того, чтобы быть очень строгими и подготовленными в области администрации, очень много оперативных услуг делается за счет волонтерских услуг, и волонтерам мы выплачиваем не как профессионалам, а через компенсации их же расходов. То есть мы им зарплату не выплачиваем, зато мы делаем так, чтобы у них не было собственных затрат за деятельность, которую они нам предоставляют. Зато, если они работают как волонтеры, они у нас оформляются через обычный рабочий контракт на конкретное время со всеми социальными услугами, условиями, как для обычного человека, который получил бы зарплату.
И это тоже гарантия государства получается, предоставление такого возможности.
Да, действительно это является мотивацией для таких волонтеров работы с нами, это тоже является гарантией того, что многие остаются с нами на долгое время. И остальная часть, поскольку они не получают зарплату, они получают возможности перепрофилироваться, получить дополнительное образование, это дополнительная мотивация, чтобы с нами оставаться. Дает государству гарантию, что у нас делается качественная работа. Если тем более помимо своей обычной работы они получают возможность приехать в Россию по таким обменным проектом, то мы почти уверены что ни один из нас скоро не уйдет. Это является для них очень большой мотивацией
А какие формы поддержки от государства для себя, как представитель НКО вы бы не хотели видеть? От чего вы бы точно отказались?
Если честно, я не думал об этом аспекте, потому что мы пытаемся развивать все больше и больше видов сотрудничества с государством, именно для того, что бы получить финансирование на дополнительные проекты, как, например, вот этот, и пока не получается. Могу сказать одно, мы в своем кантоне живем очень в позитивной ситуации в отношении сотрудничества с государством, потому что на данный момент наша ассоциация является консультативным органом, официально для государства. Поэтому все вопросы по поводу финансирования и дальнейшего изменения видов сотрудничества обязательно договариваются вместе с нами, я думаю, было бы сложно, если бы вдруг наше отношения пошли только со стороны государства со своими требованиями. То есть пока у нас существует двухсторонняя договоренность, я думаю, что любой вид финансирования приемлем.
Если ответить на вопрос по сценариям, есть три сценария, которые мы бы не хотели увидеть у нас. Первый сценарий - когда государство приходит к нам с требованием о том, чтобы убрать определенные услуги, особенно в области досуга, конечно, мы бы не были согласны и пытались бы сопротивляться такому решению. И, может быть, сказали бы, что не хотим сотрудничать на таких условиях. Второй сценарий - это уже когда государства может решить нам изменить наш мандат, наш статус, и решить, что вдруг мы должны заниматься чем-то другим, что не входит в наш устав. Тогда мы бы действительно тоже сопротивлялись сотрудничеству по такому сценарию. И третий сценарий – если бы они согласились выплачивать нам дополнительные деньги на изменение нашей деятельности, например, прикладывая к социальной деятельности ещё и культурную, вдруг государство посчитает нужным связать в одну кучу это деятельность. Мы в этом случае ответили бы, что мы не являемся правильным представителем таких услуг. Ищите других.
Когда некоммерческие организации и органы государственной власти садятся за стол переговоров, что бы вы как профессионал в этой сфере, в сфере всевозможных диалогов посоветовали им для того что бы разговор прошел более продуктивно. Чтобы был результат таких переговоров, что бы вы посоветовали и той, и другой стороне?
Я думаю, что, во-первых, мы должны создавать ситуацию, где все части договора выигрывают. И для этого я бы дал три совета. Первый - делать так, чтобы проблема людей с ограниченными возможностями высвечивалась во всех возможных СМИ и во всех мероприятиях так, чтобы помогать государству определить, какие услуги нужны населению, и доказать, что государство находится политически ближе к населению. Второй совет - это найти модель, которая была бы финансово реальная, и изучать рынок услуг для того, чтобы по минимальной цене доставить максимальные качества. И третий совет связан с тем, чтобы широко просвечивать деятельность государства в этом плане, потому что наш кантон, каждый кантон - это политическая административная структура, узнаваемая всем населением. И население, которое почувствует себя ближе к политике государства, это ещё один голос за государства. Поэтому связывать политику голосов с интересом государства.
Приведу пример из последних переговоров с государством, как мы можем как ассоциации говорить на языке политики того же государства. Мы приходим и приносим на стол семейный патронаж, и говорим, что аргументы для поддержки такой деятельности следующие: если человек у вас остается у себя дома, и мы приносим этому человеку домой определенные услуги, то этот человек будет стоить государству значительно меньше, чем если вы должны поддерживать этого человека в учреждении круглосуточно. Потому что вместе с этим человеком идут ещё и зарплаты и сопровождающие, поддержка всей структуры, идут все услуги того же учреждения, и тогда получается, что мы изучаем язык нашего собеседника и на этом же языке мы аргументируем, почему нам выгодно поступать через, например, семейный патронаж. И эта вся разница между нашими целями. То есть работа во благо наших получателей и аргументами, которые мы потом употребляем с государством, которые идут уже в сторону интересов государства, мы их поддерживаем оба. Спасибо.
Ирина Валюшицкая
Ряд вопросов провоцируют следующие. Я бы хотела передать слово Мишелю, несколько комментариев с точки зрения другой соседней организации «Церебраль», у них один офис на двоих с ASA-VALAIS, может быть есть несколько дополнений, после этого, я думаю, есть смысл задать уточняющие вопросы.
Мишель Жанбуркен
На самом деле мало что я могу добавить, потому что в словах моего коллеги из Владимировской области и в словах моего коллеги из Валле уже большинство самых важных пунктов было высказано. Я может быть вернусь к самым главным по отношению к опыту наших ассоциацией Целебраль . Начну с анекдота о том, как родилась организация Целебраль. Была одно время одна мама, и был у неё ребенок с ДЦП. Она была учительницей и работала в школе, и за работу преподавания она получала зарплату, в одно и тоже время она оставляла своего ребенка в религиозной ассоциации, где он получал специализированное образование, и там она иногда волонтером ходила преподавать, и там она зарплату не получала. Она сама выступила перед государством, о том что если есть у нас в законе, что все дети вне зависимости от состояния должны получить образование, почему тогда я как учительница получаю зарплату за образование некоторых, и не получаю зарплату за образование остальных? И точно так же, как рассказал Оливье на съемке, и Юрий Михайлович на предыдущей лекции, эта мама собрала ряд других родителей, которые стали постепенно советниками перед государством для того, чтобы превратить в реальность потребности, о которых они с ними договаривались. Результатом этого действия стало то, что учителя, которые обучают особых детей, стали получать зарплату.
И точно так же, как сказал Юрий Михайлович, у нас вся организация разговора с государством началась с создания юридической части, все изменения которые пришли потом, они обязательны образом создались параллельно с изменением в юридическом плане. Точно так же, как в ваших ассоциациях, в нашей ассоциации как только юридическая база была уже стабильной, тогда ассоциация родителей стала главным советником для того, чтобы определить, какие есть потребности у наших детей. Потому что ни для кого не секрет, что самый знающий человек о потребностях своего ребенка - это собственные родители. Для того, чтобы вступить в диалог с государством, мы взяли конкретный случай и пошли с конкретным случаем в государство. Мы сказали: вы просто подумайте, сколько это будет помогать такой семье через специализированное учреждение, и сколько бы это стоило, если бы семья помогала через собственные усилия?
Мы работаем очень тесно, как уже было сказано, с ассоциацией Аса-Валле, только что единственная разница в том, что у нас значительно больше сотрудников работает за счет маленького бюджета. На 4 ставки у нас работает 13 человек, в отличие от той ассоциации, где они получают деньги по ставкам, и там больший процент они вынуждены тратить зарплаты сотрудникам. Хочу подчеркнуть одно. Если государство вступает с нами в договор, где мы являемся представителем услуг по договоренным спискам потребностям, то тогда ожидается с нашей стороны, что у самого государства будет достаточная гибкость, чтобы уступить то, о чем мы договорились. То есть если у нас составляется контракт по предоставлению каких-то услуг, мы составляем бюджет, который совпадает с этими услугами, а не государство. И государство должно подстроиться под наш бюджет, а не наоборот. Среди тех сценариев, которые мы бы не хотели увидеть - я бы сказал, что наша ассоциация не хотела бы отказаться от услуг государству, о которых они сами просили, потому что не согласны с бюджетом, который мы им предоставляем.
Я хотел бы закончить на том что, наша ассоциация находится в очень приятном положении именно потому, что нас поддерживает ряд важных политических лиц. Я бы хотел вам показать фотографию, но, к сожалению, она у меня не с собой, где на одной фотографии - глава министерства финансов нашего государства рядом с человеком на коляске, рядом Пьер Ришар, актер великий, вы, наверное, знаете. И за счет этих работ, пропаганды с политической частью, нам удалось достичь того статуса, которым мы на данный момент пользуемся. Это было нашим рычагом.
На уровне существующих механизмов, я хотел обратить ваше внимание и на этом заканчиваю, что в нашем кантоне (наподобие вашего Красноярского края) существует комиссия, которая включает в себя представителей НКО, и я являюсь представителем этой комиссии, представителей государственной власти на краевом уровне, и представителей учреждений, касающихся людей с ограниченными возможностями. Роль комиссии - совершать контроль над качеством услуг, предоставляемых людям с ограниченными возможностями, а также изучать реальность и служить мостиком между получателями услуг и государственной властью, которая решает политические вопросы.
Ирина Валюшицкая
Ну что коллеги, есть вопросы к нашему лектору, пожалуйста!
Юрий Кац, Владимир
Вот вы сказали, что с описанными потребностями вы составляете бюджет на эту потребность и с этим бюджетом вы ходите в городские власти. А если городские власти говорят: а столько денег нет.
Мишель Жанбуркен
Я бы сказал, что это не является проблемой, потому что сотрудничество с органами власти у нас сейчас идет на уровне настоящего партнерства, т.е. мы с ними сидим и обговариваем, идет торговля, как в бизнесе. Обычно вопрос о наличии денег идет не в таких больших размерах - мы вам дает 50 тысяч франков либо 60 либо 70. Если мы просим 60, а есть в наличии 50, иногда стараемся торговаться, а если это невозможно, то мы ставим государство перед фактом: либо у тебя есть такие деньги, либо сам предоставляй услуги, потому что мы за такие деньги не можем это делать. И тогда очень часто происходит, что государство задумывается, и они, может быть, из другого бюджета возьмут другие деньги, так как эти услуги крайне важны. Тогда как-нибудь находят общий язык, и эта торговля идет на уровне партнерства, тут никаких претензий нет.
Приведу пример конкретного случая, который как раз по этому поводу случился в прошлом году. Бюджет в прошлом году в Швейцарии на всех людей с ограниченными возможностями был 68 миллионов швейцарских франков, государство решило, что должно быть столько выдано на эти услуги. Комиссия со своей стороны определила, что стоимость услуг, которые мы можем предоставить по всем потребностям нашего населения - 72 миллиона швейцарских франков. Разница в 4 миллиона - это значительная сумма, которую просто так не найти. И тут важным моментом стал как раз политический рычаг, кто нас сопровождает в этих переговорах? И поскольку было сказано, что Оливье стал недавно вице-мэром собственного города, и обычно наши директора являются депутатами в какой-то комиссии, и он в том числе ещё и депутат в парламенте на региональном уровне. Наш директор тоже является депутатом финансовой комиссий на высшем уровне, мы эти вещи не говорим, потому что они не статус для человека и это не важная информация, но практически все имеют свою долю своего участка политической деятельности. За счет этого мы пошли на встречу, сделали обратное предложение государству, и они нам встречное, и после этого мы нашли 3 миллиона 670 тысяч франков для того, чтобы практически добиться начального пути.
Самое главное во всем этом в том, что политики, которые нам помогли, совсем не плачут о том, что отдали деньги именно в ту область, на которую они не предназначены были в начале, потому что они за счет переговоров получили имидж для своей деятельности и достаточное количество голосов.
Я вам расскажу небольшой анекдот, и на этом точно заканчиваю. Мы уже сказали что мы работаем в одном офисе с Оливье. Тут анекдот в том, что Оливье является политическим членом с левой стороне, то наш директор нашей родительской ассоциаций он – крайне правый. И они разными аргументами говорят об одном и том же. Я бы хотел сказать, что очень важный момент, в нашей окружающей среде большинство людей - не важно с каким политическим уклоном - идут в одном направлении, и это дело сотрудничества, а не соперничества между управлениями, ассоциациями регионами или ещё чем-то.
Ирина Валюшицкая
У нас есть ещё один гость Нельсон, он приехал к нам из Колумбии, я хочу дать ему слово, задать один вопрос: Много мы затронули тем, граней взаимоотношений на современном этапе, а вопрос будет достаточно конкретный, что касается вашей конкретно страны Колумбии. Какие особенности во взаимоотношениях некоммерческих организаций и государственной власти существуют у вас?
Нельсон Энрике Перес
Добрый день! Я очень счастлив быть в этом замечательном городе, и чтобы ответить на этот вопрос, я хочу поприветствовать вас как колумбиец, как житель дальней страны, о которой сложилось противоречивое представление: беспорядки, наркотики и так далее. Но я бы сказал, что эти беспорядки в государстве, конфликты вооруженные, беспорядки на природных основаниях, проблемы природных катаклизмов имеют последствия и связи. Что касается негосударственных организаций - в случае проблем, природных катаклизмов или вооруженных конфликтов люди обращаются к государству, и государство пытается каким-то образом помогать. Так как государство оказывает помощь при помощи определенных договоров, на основании договоров нанимаются негосударственные структуры с тем, чтобы помогать людям в дальнейшем, и чтобы был успех и на следующие года. Здесь несколько направлений помощи от государства определяется: это помощь медицинская, помощь в питании в случае несчастных случаев и помощь детям. В частности, речь идет о скорой помощи, когда при возникновении проблем приходится прибегать к скорой помощи и привлекать негосударственные учреждения для определенных случаев. Государство понимает, что это связь с негосударственными структурами, которые существуют для социальной помощи, очень важна, потому что без них невозможно обойтись. Это движение - добровольная помощь, волонтеры - получило большое развитие в нашей стране, и любой человек на улице и частное лицо готов помогать в трудных ситуациях. И государство следит по районам. Есть специальные службы по районам, которые осуществляют связь с неправительственными учреждениями для того, что бы помогать в данных случаях. Идет взаимное обучение, взаимопомощь между чиновниками и неправительственными социальными организациями. Но надо иметь в виду, что это специфическая колумбийская проблема - социальная проблема, Красный крест, скорая помощь, социальная защита, например, есть специальные ассоциации жертв вооруженных конфликтов и так далее. То есть любой человек, который когда то пострадал в каком-то конфликте, он отлично оценивает ситуацию и если хочет, он может дать свою помощь организации или напрямую любому другому.
Ирина Валюшицкая
С 13 апреля идет социальный форум и начал, кстати, символично Константин Юрьевич, и заканчиваем тоже вашей площадкой, я имею в виду важную методическую часть, часть встречи специалистов-профессионалов. Это проект негосударственных организаций и всех структур, по крайней мере Красноярского края и тех городов, которые к нам приехали, муниципальных негосударственных проектов по развитию различных форм реабилитации, развитию особых театров и любых форм досуга и реализации себя людей с ограниченными возможностями. И на самом деле, те кто перед нами сидит, это те, кто привезли сюда свою коллективы. 16 числа у нас было открытие нашего форума, и в том числе на этом форуме выступал Хор сердец, который образовался благодаря деятельности организации Церебраль, одна организация сделала услугу - научила людей петь, а другая организация взялась за другое ,и вылилось это всё в проект гастролей профессионального хора. Нельсон по совместительству является мужем Барбары, и мы посчитали, что будет эффективно ещё одну страну пригласить, тем более он специалист в определенной области. Хорошо.
Мы считаем, что разговор, который у нас здесь состоялся, стал достаточно важным моментом. Во-первых, он обрисовывает рамки, границы того, до чего дошли организации в своей деятельности, в своих взаимоотношениях, я знаю, что это всё пишется, и что эти материалы можно будет использовать дальше, так как ценный разговор здесь состоялся.
Спасибо большое всем участникам, спасибо огромное тем организаторам, которые сделали хорошую площадку, и хочу сказать, что все видеоматериалы, которые есть у нас, будут доступны для всех для вас. Обращайтесь, если они нужны, мы вам с удовольствием их предоставим.
Добрый день! Мы продолжаем наш краевой лекторий по развитию гражданской культуры в Красноярском крае. Вы знаете, что проходит этот лекторий в рамках целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержке социально экономических организаций» на 2012-2014 годы. Лекторий проходит не первый год, и уже в этом году вторая лекция, в ней принимают участие международные эксперты, эксперты, приехавшие из не только из Европы, но и из Нового Света. Я с удовольствием представляю представителей некоммерческого сектора таких стран как Швейцария и Колумбия, приветствуйте, пожалуйста, Нельсон Энрике Перис представляет сегодня Колумбию, и Мишель Жанбуркен представляет сегодня общественную организацию «Целебраль» из Швейцарии. Кроме того, сегодня будет ещё один гость, правда в виртуальном формате, он выйдет к нам на связь, это исполнительный директор ASA-Valais из Швейцария, Оливье Саламин. Это очень интересный человек, он принимал участие в социо -культурном форуме «Социальный калейдоскоп» здесь, в Красноярке, но сегодня он выступит с приветствием как я говорил в виртуальном формате. Мы начинаем нашу лекцию.
Видеоинтервью, Оливье Саламин
Ваша организация существует 53 года, если мерить десятилетними шагами, как можно охарактеризовать каждый шаг, начиная с 1 и до последнего, ваше отношение с государственными органами. Как все эти годы они вас поддерживали?
Первый шаг характеризуется тем, что наши руководители боролись за собственные права существования, они долго просили и мало получали реакции от государства. Второй шаг характеризуется началом сети, разные ассоциации родителей между собой объединялись для того, чтобы голосом дальше бороться за собственные права за государством. Третий шаг характеризуется началом финансирования государством наших услуг в виде субсидий, они выплачивали деньги в зависимости от того, чем мы занимались и каких результатов достигали. А последний шаг - этот тот, через который проходим сейчас, это последняя революция в отношении нашего государства, когда они уже нам делают мандат, и мы предоставляем услуги на этот же мандат и выплачивают деньги только по получению конкретных результатов по конкретным категориям людей. Последний шаг, который открывается только что, где мы возвращаемся опять к борьбе за права существования последнего шага, за то, чтобы услуги, которых мы достигали, за последняя время выплачивания государства, чтобы их не сокращали.
Кто определяет, какие услуги в настоящий момент будут в приоритете? Каким образом вас выбирают – организации, которые будут вас поддерживать, и на каких условиях?
В основном информация идет от всех существующие коммерческих организаций, которые по ходу своей деятельности собирают информацию о потребностях населения и передают ее государству. И потом государство - в каждом регионе по разному - определяет собственными силами, какие именно услуги по сравнению с существующим финансированием они могут оказать. В нашем кантоне Валле мы проходим через пилотный проект, где образовался некий Центр анализа социальной информации, который получает от всех НКО информацию, перераспределяет ее по учреждениям и дальше по ассоциациям, которые предоставляют услуги. То есть вся информация идет именно в это бюро, которое изучает ее и определяет приоритеты для государства.
Бюджет вашей организации в части поддержки от государства - это только финансирование ваших услуг или есть другие возможности, которое вам дает государство, чтобы вы развивали какие-то новые услуги, новые направления своей деятельности?
На сегодняшний день всё финансирование, которое идет от государства, предназначено только для предоставления услуг по определенным категориям, которые мы обговорили с государством при утверждении бюджета. Если у ассоциации есть интерес в развитии других видов деятельности, тогда они должны дополнительно искать спонсоров, доноров, искать другие источники финансирования в зависимости от динамики самой ассоциации, но ни в каком виде они не могут получить дополнительные деньги от государства для дальнейшего развития не предусмотренных видов деятельности. Контроль над расходами от государства становится все строже и строже, от нас требуется всё больше отчетов, где указывается конкретный номер конкретного получателя конкретной ассоциации для конкретных услуг, и надо всё письменно доказывать и со ссылками и расчетами. Для того, чтобы получить эти деньги, надо сначала отчитаться.
То, что вы сейчас сказали, требует достаточно больших организационных, административных расходов. Скажите, пожалуйста, эта часть расходов тоже указывается в финансировании услуг вашей организации, или вы каким- то другим образом считаете, закладываете деньги в ваш бюджет?
Вообще часть административных расходов входит в бюджет по предоставлению услуг, по договоренности с государством, а остальная часть выплачивается нашими членами организации, нашими бенефициарами. Все получатели нашей помощи, они тоже являются членами нашей орагнизацию, и они тоже выкладывают свои членские взносы в нашу организацию, и часть расходов выплачивается такими деньгами. Примерно 30% нашей деятельности, нашего бюджета уходит на административные расходы. Мы следим, чтобы было некое равновесие между административным расходами и оперативными расходами, пытаемся, чтобы административные расходы не превышали даже на полпорядка оперативные расходы. Наши ассоциации все больше и больше вынуждены работать как предприятия, именно для того, чтобы быть очень строгими и подготовленными в области администрации, очень много оперативных услуг делается за счет волонтерских услуг, и волонтерам мы выплачиваем не как профессионалам, а через компенсации их же расходов. То есть мы им зарплату не выплачиваем, зато мы делаем так, чтобы у них не было собственных затрат за деятельность, которую они нам предоставляют. Зато, если они работают как волонтеры, они у нас оформляются через обычный рабочий контракт на конкретное время со всеми социальными услугами, условиями, как для обычного человека, который получил бы зарплату.
И это тоже гарантия государства получается, предоставление такого возможности.
Да, действительно это является мотивацией для таких волонтеров работы с нами, это тоже является гарантией того, что многие остаются с нами на долгое время. И остальная часть, поскольку они не получают зарплату, они получают возможности перепрофилироваться, получить дополнительное образование, это дополнительная мотивация, чтобы с нами оставаться. Дает государству гарантию, что у нас делается качественная работа. Если тем более помимо своей обычной работы они получают возможность приехать в Россию по таким обменным проектом, то мы почти уверены что ни один из нас скоро не уйдет. Это является для них очень большой мотивацией
А какие формы поддержки от государства для себя, как представитель НКО вы бы не хотели видеть? От чего вы бы точно отказались?
Если честно, я не думал об этом аспекте, потому что мы пытаемся развивать все больше и больше видов сотрудничества с государством, именно для того, что бы получить финансирование на дополнительные проекты, как, например, вот этот, и пока не получается. Могу сказать одно, мы в своем кантоне живем очень в позитивной ситуации в отношении сотрудничества с государством, потому что на данный момент наша ассоциация является консультативным органом, официально для государства. Поэтому все вопросы по поводу финансирования и дальнейшего изменения видов сотрудничества обязательно договариваются вместе с нами, я думаю, было бы сложно, если бы вдруг наше отношения пошли только со стороны государства со своими требованиями. То есть пока у нас существует двухсторонняя договоренность, я думаю, что любой вид финансирования приемлем.
Если ответить на вопрос по сценариям, есть три сценария, которые мы бы не хотели увидеть у нас. Первый сценарий - когда государство приходит к нам с требованием о том, чтобы убрать определенные услуги, особенно в области досуга, конечно, мы бы не были согласны и пытались бы сопротивляться такому решению. И, может быть, сказали бы, что не хотим сотрудничать на таких условиях. Второй сценарий - это уже когда государства может решить нам изменить наш мандат, наш статус, и решить, что вдруг мы должны заниматься чем-то другим, что не входит в наш устав. Тогда мы бы действительно тоже сопротивлялись сотрудничеству по такому сценарию. И третий сценарий – если бы они согласились выплачивать нам дополнительные деньги на изменение нашей деятельности, например, прикладывая к социальной деятельности ещё и культурную, вдруг государство посчитает нужным связать в одну кучу это деятельность. Мы в этом случае ответили бы, что мы не являемся правильным представителем таких услуг. Ищите других.
Когда некоммерческие организации и органы государственной власти садятся за стол переговоров, что бы вы как профессионал в этой сфере, в сфере всевозможных диалогов посоветовали им для того что бы разговор прошел более продуктивно. Чтобы был результат таких переговоров, что бы вы посоветовали и той, и другой стороне?
Я думаю, что, во-первых, мы должны создавать ситуацию, где все части договора выигрывают. И для этого я бы дал три совета. Первый - делать так, чтобы проблема людей с ограниченными возможностями высвечивалась во всех возможных СМИ и во всех мероприятиях так, чтобы помогать государству определить, какие услуги нужны населению, и доказать, что государство находится политически ближе к населению. Второй совет - это найти модель, которая была бы финансово реальная, и изучать рынок услуг для того, чтобы по минимальной цене доставить максимальные качества. И третий совет связан с тем, чтобы широко просвечивать деятельность государства в этом плане, потому что наш кантон, каждый кантон - это политическая административная структура, узнаваемая всем населением. И население, которое почувствует себя ближе к политике государства, это ещё один голос за государства. Поэтому связывать политику голосов с интересом государства.
Приведу пример из последних переговоров с государством, как мы можем как ассоциации говорить на языке политики того же государства. Мы приходим и приносим на стол семейный патронаж, и говорим, что аргументы для поддержки такой деятельности следующие: если человек у вас остается у себя дома, и мы приносим этому человеку домой определенные услуги, то этот человек будет стоить государству значительно меньше, чем если вы должны поддерживать этого человека в учреждении круглосуточно. Потому что вместе с этим человеком идут ещё и зарплаты и сопровождающие, поддержка всей структуры, идут все услуги того же учреждения, и тогда получается, что мы изучаем язык нашего собеседника и на этом же языке мы аргументируем, почему нам выгодно поступать через, например, семейный патронаж. И эта вся разница между нашими целями. То есть работа во благо наших получателей и аргументами, которые мы потом употребляем с государством, которые идут уже в сторону интересов государства, мы их поддерживаем оба. Спасибо.
Ирина Валюшицкая
Ряд вопросов провоцируют следующие. Я бы хотела передать слово Мишелю, несколько комментариев с точки зрения другой соседней организации «Церебраль», у них один офис на двоих с ASA-VALAIS, может быть есть несколько дополнений, после этого, я думаю, есть смысл задать уточняющие вопросы.
Мишель Жанбуркен
На самом деле мало что я могу добавить, потому что в словах моего коллеги из Владимировской области и в словах моего коллеги из Валле уже большинство самых важных пунктов было высказано. Я может быть вернусь к самым главным по отношению к опыту наших ассоциацией Целебраль . Начну с анекдота о том, как родилась организация Целебраль. Была одно время одна мама, и был у неё ребенок с ДЦП. Она была учительницей и работала в школе, и за работу преподавания она получала зарплату, в одно и тоже время она оставляла своего ребенка в религиозной ассоциации, где он получал специализированное образование, и там она иногда волонтером ходила преподавать, и там она зарплату не получала. Она сама выступила перед государством, о том что если есть у нас в законе, что все дети вне зависимости от состояния должны получить образование, почему тогда я как учительница получаю зарплату за образование некоторых, и не получаю зарплату за образование остальных? И точно так же, как рассказал Оливье на съемке, и Юрий Михайлович на предыдущей лекции, эта мама собрала ряд других родителей, которые стали постепенно советниками перед государством для того, чтобы превратить в реальность потребности, о которых они с ними договаривались. Результатом этого действия стало то, что учителя, которые обучают особых детей, стали получать зарплату.
И точно так же, как сказал Юрий Михайлович, у нас вся организация разговора с государством началась с создания юридической части, все изменения которые пришли потом, они обязательны образом создались параллельно с изменением в юридическом плане. Точно так же, как в ваших ассоциациях, в нашей ассоциации как только юридическая база была уже стабильной, тогда ассоциация родителей стала главным советником для того, чтобы определить, какие есть потребности у наших детей. Потому что ни для кого не секрет, что самый знающий человек о потребностях своего ребенка - это собственные родители. Для того, чтобы вступить в диалог с государством, мы взяли конкретный случай и пошли с конкретным случаем в государство. Мы сказали: вы просто подумайте, сколько это будет помогать такой семье через специализированное учреждение, и сколько бы это стоило, если бы семья помогала через собственные усилия?
Мы работаем очень тесно, как уже было сказано, с ассоциацией Аса-Валле, только что единственная разница в том, что у нас значительно больше сотрудников работает за счет маленького бюджета. На 4 ставки у нас работает 13 человек, в отличие от той ассоциации, где они получают деньги по ставкам, и там больший процент они вынуждены тратить зарплаты сотрудникам. Хочу подчеркнуть одно. Если государство вступает с нами в договор, где мы являемся представителем услуг по договоренным спискам потребностям, то тогда ожидается с нашей стороны, что у самого государства будет достаточная гибкость, чтобы уступить то, о чем мы договорились. То есть если у нас составляется контракт по предоставлению каких-то услуг, мы составляем бюджет, который совпадает с этими услугами, а не государство. И государство должно подстроиться под наш бюджет, а не наоборот. Среди тех сценариев, которые мы бы не хотели увидеть - я бы сказал, что наша ассоциация не хотела бы отказаться от услуг государству, о которых они сами просили, потому что не согласны с бюджетом, который мы им предоставляем.
Я хотел бы закончить на том что, наша ассоциация находится в очень приятном положении именно потому, что нас поддерживает ряд важных политических лиц. Я бы хотел вам показать фотографию, но, к сожалению, она у меня не с собой, где на одной фотографии - глава министерства финансов нашего государства рядом с человеком на коляске, рядом Пьер Ришар, актер великий, вы, наверное, знаете. И за счет этих работ, пропаганды с политической частью, нам удалось достичь того статуса, которым мы на данный момент пользуемся. Это было нашим рычагом.
На уровне существующих механизмов, я хотел обратить ваше внимание и на этом заканчиваю, что в нашем кантоне (наподобие вашего Красноярского края) существует комиссия, которая включает в себя представителей НКО, и я являюсь представителем этой комиссии, представителей государственной власти на краевом уровне, и представителей учреждений, касающихся людей с ограниченными возможностями. Роль комиссии - совершать контроль над качеством услуг, предоставляемых людям с ограниченными возможностями, а также изучать реальность и служить мостиком между получателями услуг и государственной властью, которая решает политические вопросы.
Ирина Валюшицкая
Ну что коллеги, есть вопросы к нашему лектору, пожалуйста!
Юрий Кац, Владимир
Вот вы сказали, что с описанными потребностями вы составляете бюджет на эту потребность и с этим бюджетом вы ходите в городские власти. А если городские власти говорят: а столько денег нет.
Мишель Жанбуркен
Я бы сказал, что это не является проблемой, потому что сотрудничество с органами власти у нас сейчас идет на уровне настоящего партнерства, т.е. мы с ними сидим и обговариваем, идет торговля, как в бизнесе. Обычно вопрос о наличии денег идет не в таких больших размерах - мы вам дает 50 тысяч франков либо 60 либо 70. Если мы просим 60, а есть в наличии 50, иногда стараемся торговаться, а если это невозможно, то мы ставим государство перед фактом: либо у тебя есть такие деньги, либо сам предоставляй услуги, потому что мы за такие деньги не можем это делать. И тогда очень часто происходит, что государство задумывается, и они, может быть, из другого бюджета возьмут другие деньги, так как эти услуги крайне важны. Тогда как-нибудь находят общий язык, и эта торговля идет на уровне партнерства, тут никаких претензий нет.
Приведу пример конкретного случая, который как раз по этому поводу случился в прошлом году. Бюджет в прошлом году в Швейцарии на всех людей с ограниченными возможностями был 68 миллионов швейцарских франков, государство решило, что должно быть столько выдано на эти услуги. Комиссия со своей стороны определила, что стоимость услуг, которые мы можем предоставить по всем потребностям нашего населения - 72 миллиона швейцарских франков. Разница в 4 миллиона - это значительная сумма, которую просто так не найти. И тут важным моментом стал как раз политический рычаг, кто нас сопровождает в этих переговорах? И поскольку было сказано, что Оливье стал недавно вице-мэром собственного города, и обычно наши директора являются депутатами в какой-то комиссии, и он в том числе ещё и депутат в парламенте на региональном уровне. Наш директор тоже является депутатом финансовой комиссий на высшем уровне, мы эти вещи не говорим, потому что они не статус для человека и это не важная информация, но практически все имеют свою долю своего участка политической деятельности. За счет этого мы пошли на встречу, сделали обратное предложение государству, и они нам встречное, и после этого мы нашли 3 миллиона 670 тысяч франков для того, чтобы практически добиться начального пути.
Самое главное во всем этом в том, что политики, которые нам помогли, совсем не плачут о том, что отдали деньги именно в ту область, на которую они не предназначены были в начале, потому что они за счет переговоров получили имидж для своей деятельности и достаточное количество голосов.
Я вам расскажу небольшой анекдот, и на этом точно заканчиваю. Мы уже сказали что мы работаем в одном офисе с Оливье. Тут анекдот в том, что Оливье является политическим членом с левой стороне, то наш директор нашей родительской ассоциаций он – крайне правый. И они разными аргументами говорят об одном и том же. Я бы хотел сказать, что очень важный момент, в нашей окружающей среде большинство людей - не важно с каким политическим уклоном - идут в одном направлении, и это дело сотрудничества, а не соперничества между управлениями, ассоциациями регионами или ещё чем-то.
Ирина Валюшицкая
У нас есть ещё один гость Нельсон, он приехал к нам из Колумбии, я хочу дать ему слово, задать один вопрос: Много мы затронули тем, граней взаимоотношений на современном этапе, а вопрос будет достаточно конкретный, что касается вашей конкретно страны Колумбии. Какие особенности во взаимоотношениях некоммерческих организаций и государственной власти существуют у вас?
Нельсон Энрике Перес
Добрый день! Я очень счастлив быть в этом замечательном городе, и чтобы ответить на этот вопрос, я хочу поприветствовать вас как колумбиец, как житель дальней страны, о которой сложилось противоречивое представление: беспорядки, наркотики и так далее. Но я бы сказал, что эти беспорядки в государстве, конфликты вооруженные, беспорядки на природных основаниях, проблемы природных катаклизмов имеют последствия и связи. Что касается негосударственных организаций - в случае проблем, природных катаклизмов или вооруженных конфликтов люди обращаются к государству, и государство пытается каким-то образом помогать. Так как государство оказывает помощь при помощи определенных договоров, на основании договоров нанимаются негосударственные структуры с тем, чтобы помогать людям в дальнейшем, и чтобы был успех и на следующие года. Здесь несколько направлений помощи от государства определяется: это помощь медицинская, помощь в питании в случае несчастных случаев и помощь детям. В частности, речь идет о скорой помощи, когда при возникновении проблем приходится прибегать к скорой помощи и привлекать негосударственные учреждения для определенных случаев. Государство понимает, что это связь с негосударственными структурами, которые существуют для социальной помощи, очень важна, потому что без них невозможно обойтись. Это движение - добровольная помощь, волонтеры - получило большое развитие в нашей стране, и любой человек на улице и частное лицо готов помогать в трудных ситуациях. И государство следит по районам. Есть специальные службы по районам, которые осуществляют связь с неправительственными учреждениями для того, что бы помогать в данных случаях. Идет взаимное обучение, взаимопомощь между чиновниками и неправительственными социальными организациями. Но надо иметь в виду, что это специфическая колумбийская проблема - социальная проблема, Красный крест, скорая помощь, социальная защита, например, есть специальные ассоциации жертв вооруженных конфликтов и так далее. То есть любой человек, который когда то пострадал в каком-то конфликте, он отлично оценивает ситуацию и если хочет, он может дать свою помощь организации или напрямую любому другому.
Ирина Валюшицкая
С 13 апреля идет социальный форум и начал, кстати, символично Константин Юрьевич, и заканчиваем тоже вашей площадкой, я имею в виду важную методическую часть, часть встречи специалистов-профессионалов. Это проект негосударственных организаций и всех структур, по крайней мере Красноярского края и тех городов, которые к нам приехали, муниципальных негосударственных проектов по развитию различных форм реабилитации, развитию особых театров и любых форм досуга и реализации себя людей с ограниченными возможностями. И на самом деле, те кто перед нами сидит, это те, кто привезли сюда свою коллективы. 16 числа у нас было открытие нашего форума, и в том числе на этом форуме выступал Хор сердец, который образовался благодаря деятельности организации Церебраль, одна организация сделала услугу - научила людей петь, а другая организация взялась за другое ,и вылилось это всё в проект гастролей профессионального хора. Нельсон по совместительству является мужем Барбары, и мы посчитали, что будет эффективно ещё одну страну пригласить, тем более он специалист в определенной области. Хорошо.
Мы считаем, что разговор, который у нас здесь состоялся, стал достаточно важным моментом. Во-первых, он обрисовывает рамки, границы того, до чего дошли организации в своей деятельности, в своих взаимоотношениях, я знаю, что это всё пишется, и что эти материалы можно будет использовать дальше, так как ценный разговор здесь состоялся.
Спасибо большое всем участникам, спасибо огромное тем организаторам, которые сделали хорошую площадку, и хочу сказать, что все видеоматериалы, которые есть у нас, будут доступны для всех для вас. Обращайтесь, если они нужны, мы вам с удовольствием их предоставим.